Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

147 В своей книге «Античная философия» Асмус Валентин Фердинандович пи- шет о том, что, «В учении Платона об «идеях» ход мысли учеников и читателей Платона направлялся от «идей» («эйдосов») как первообразов бытия, с одной стороны, к явлениям чувственного мира, будто бы искажающим истинные формы или причины бытия, а с другой – к понятиям, схватывающим сущность явлений – их тождественную, общую и неизменную основу. Но если, согласно доктрине Платона, мысль должна идти от «идей» – форм бытия – к идеям – по- нятиям о бытии, то ход мысли, приведший Платона к его доктрине, по-види- мому, был обратный: Платон опирался на учение Сократа о значении, которое для познания бытия имеют понятия. Так как познание направлено на неизмен- ную сущность вещей и так как основные свойства предметов – свойства, раскры- вающиеся в понятиях о предметах, то Платон использовал это значение понятий для утверждения, будто понятия – не только наши мысли о бытии, но сами есть не что иное, как бытие, и притом бытие доподлинное. Понятия – не только гно- сеологические или логические образы, а прежде всего «бытийные» («онтологи- ческие») сущности. Как сущности они независимы от колеблющегося чувствен- ного существования вещей. Они – понятия, существующие сами по себе, само- бытно и безусловно» [1, с. 267]. Аристотель, однако, частично возражал против философии Платона, рас- сматривая вопрос о теме бытия. В своей речи он подчеркнул несовершенство философии Платона по указанной проблеме и указал на его недостатки, обосно- вав их, путем анализа. Аристотель разделил окружающий мир на «мир вещей», «мир чистых идей» и «мир вещей» в целом. Каждая отдельная вещь – матери- альна, это значит, что ее можно потрогать. И соответствует «чистой идеи». По мнению Аристотеля, недостатком философии Платона по теме рассмот- рения проблемы бытия, является то, что Платон отделил «мир идей» от реально существующего мира. При этом Платон рассмотрел «чистые идеи» отдельно, оторвав их от существующей реальности, окружающей действительности. Для этих понятий характерны – покой, протяженность, движение, длительность, бес- конечность и др. По Аристотелю, идеи относятся к окружающей реальности, существующей реальности. Отображение – это все и объекты материального мира вокруг нас. Существуют только индивидуальные и конкретные вещи. То есть существует в определенном месте определенная лошадь, а не «идея лошади». Конкретный стол, который находится в конкретном месте и имеет свои конкретные признаки, присущие только ему, а не «идея стола». Аристотель считает, что сочетание материи и эйдоса – единичное бытие. Материя – это возможность бытия и одновременно она же является некоторой основой. Из золота можно сделать золотые изделия, это значит, что материя зо- лота есть возможность золотых изделий. Рассматривая каждый предмет в отдель- ности, можно видеть, что сущностью всегда оказывается форма. А так как форма является сущностью, то она будет выражаться понятием. Понятие золотых изде- лий действительно, даже если из золота еще не сделали золотые изделия. Если материя оформлена, то нет бесформенной материи, точно также как и формы без

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=