Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

146 другому. «Или ты не в состоянии вспомнить, что я спрашивал о прекрасном са- мом по себе, которое все, к чему бы оно ни присоединилось, делает прекрасным, – и камень, и дерево, и человека, и бога, и любое деяние, любое знание». Речь идет о таком прекрасном, которое «никогда, никому и нигде не могло бы показаться безобразным», о том, «что есть прекрасное для всех и всегда». Таким образом, если понять «прекрасное», значит понять смысл идеи, вида или эйдоса. Другими словами, можно охарактеризовать сущность идеи. Идея – это об- разец, эталон, сверхчувственная причина, цель и первообраз всех вещей, к кото- рым стремимся. Это и является источником их реальности. Платон пишет: «…идеи остаются в природе, как бы в виде образцов, другие вещи похожи на них и суть их сходств, само участие вещей в идеях состоит в уподоблении им». Вывод Платона заключается в следующем: способность человека мыслить является именно тем доказательством того, что мы понимаем, что такое прекрас- ное, благо и равное, это и указывает на присущность человеческой души. По мне- нию Платона, Человек является гражданином двух миров. Один из которых, мир – чувственный и воспринимается нами чувственно, а другой, тот, который мы по- стигаем умом. До того, как придти в этот мир и воспринимать в этом мире вещи, человеческая душа уже была там, и видела ясно их первообразы. «В своем доказательстве бессмертия души», в своей книге «Федон» Платон «исходит из того соображения, что все стремления истинного философа должны быть направлены в сторону смерти, которая состоит в отделении души от тела. Тело для философа – обуза, так как даже самые ценные телесные чувства – зре- ние и слух – обманчивы. Только тогда, когда душа отделилась от тела, она, путем правильных умозаключений, может постигнуть о себе, благое само по себе и т. д. Истинную сущность всех этих понятий постигает лучше всего тот, кто иссле- дует их непосредственно путем размышления (64 А –66 А). Тело препятствует „охоте за действительностью". Поэтому, кто привержен к жизни, тот не „люби- тель мудрости" (φιλόοοφος), но „любитель тела" (φιλοοώματος). Это человек либо корыстолюбивый, либо честолюбивый, либо то и другое вместе. Не то философ: он стремится обладать всеми добродетелями не из какого-либо расчета, но бу- дучи руководим истинным благоразумием [3, с.117]. Платон характеризует мир, который мы постигаем умом, как мир подлин- ный, существующий реально. Мир, который не знает никаких изменений, ника- ких исчезновений, никакой смерти. Этот мир существует вне времени и Платон называет его «божественным миром» – миром идей. А раз мы можем мыслить, то это значит, что наша душа относится к этому миру. Следовательно, «идея» («эйдос») – дословно «образ», «вид». Но это совсем ни то изображение, которое мы можем увидеть глазами, а тот первообраз, кото- рый видела наша душа в мире идей, когда еще не пришла в реальный мир. Со- гласно Платону, «эйдос» является образцом, на который похожи вещи, того пре- дела ясности, к которому они стремятся. Что касается человека, то о нем можно сказать, что он стремится стать отважным или прекрасным. Но, если же говорить о вещи, то можно сказать о ней лишь в иносказательном смысле, так как для вещи лучше подходит слово «эталон».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=