Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

144 говорить о себе, а умозаключения подавал в неясной для людей форме, понятной только ему. По этой причине, а также за состояние в меланхолии и ипохондрии, которое было ему свойственно, современники называли его «Мрачным». По мнению Гераклита Эфесского, люди, которые не хотели учиться и раз- мышлять, а предпочитали богатства, являлись самыми ужасными, никчем- ными и совершенно бесполезными для общества. Философ был убежден, что лучшим учителем для человека является природа. Гераклит очень интересно рассуждает о состоянии человеческой души. Он подразделяет состояние чело- веческой души на невежественные души, души подлых людей и глупых, а также на души людей благородных и добрых. Ученый считает, что невеже- ственные души состоят из пара, души подлых и глупых- из воды, а души доб- рых и благородных – сухи, а это значит, что они тождественны с Логосом, ко- торый является огнем, а значит, могут излучать свет изнутри. Роберт Брамбо, говоря об учениях Гераклита, отмечает, что «Психология человеческого «я» толкуется таким же загадочным образом. «Люди и боги… умирают в жизни друг друга и живут в смерти», «Сухая душа – самая мудрая и самая лучшая», «Людям следует крепко держаться за общее, как городу – за свои законы», «Судьба человека – в его характере», «После смерти нас ждет то, чего мы не ожидаем и о чем не думаем»[2]. Выбирая из этих изречений подходящие и располагая их в разном порядке, можно по-разному понимать Гераклита. Аристотель, например, сосредоточил свое внимание на аналогии Вселенной с неустанно горящим пламенем и посчи- тал Гераклита просто одним из ионийских материалистов, который, по извра- щенному капризу, сделал своей первоосновой архе – огонь»[2]. Однако, Гераклит был убежден, что огонь является первоосновой космоса, театром непрекращающихся изменений мира, возникающих в результате борьбы противоположностей. Эти изменения упорядочиваются в соответствии с едини- цей, которой Логос наделил противоположности. Логос – есть нечто объектив- ное, всеобщий порядок. Порядок всего происходящего в мире определяется Ло- госом. Мир – это космос как единый и живой. Как сплоченность (единство) и борьба всех, всяких и всевозможных видов противоположностей, то есть всех, всех, всех. Логос не только универсален, но и свойственен всем и каждому в от- дельности. Он состоит в том, что принадлежит всей истине или принадлежит всей правде. Цель знания-понимание логоса. Только люди, понимающие логос (огонь), могут считаться разумными, а это значит, что они живут в соответствии со своими законами, в ладу с самими с собой. Тема бессмертия волновала умы многих философов и Гераклит не является исключением. Он считал, что «Бессмертные – смертны, смертные – бессмертны, смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают». Думаю, что, чтобы понять смысл данного высказывания, нужно обратиться к учению Пла- тона об идее и «эйдосе» по Аристотелю. Нужно отметить тот факт, что «идея» – ключевое понятие платоновской философии. Человек должен умом постигать мир. Именно в этом Платон ви- дит истинные причины вещей, называя их «эйдосами», или «идеями». Вещи

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=