Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

143 У. И. Мордвинцев Факультет иностранных языков, II курс (очная форма обучения) ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ: «БЕССМЕРТНЫЕ – СМЕРТНЫ, СМЕРТНЫЕ –БЕССМЕРТНЫ, СМЕРТЬЮ ДРУГ ДРУГА ОНИ ЖИВУТ, ЖИЗНЬЮ ДРУГ ДРУГА ОНИ УМИРАЮТ» На протяжении столетий ученых и исследователей интересовал вопрос бессмертия. Данная тема рассматривается в разных науках, таких как: филосо- фия, религия и духовная культура на различных уровнях, в многообразных ас- пектах. С давних времен и по настоящее время, люди не могут смириться с мыслью, что они не будут вечно молодыми, что придет время, они состарятся и умрут. С одной стороны, человечество успокаивает себя, утверждая, что жизнь есть и после смерти, воплощая эту идею в культуре, а с другой – люди имеют невротическое отношение к смерти, так как смерть является кошмаром для каждого. Основываясь на терминах Гераклита, Платона и Аристотеля, по- пытаемся раскрыть смысл выражения: «Бессмертные-смертны, смертные-бес- смертны, смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают». Началом зарождения философии принято считать VI век до нашей эры. В истории этот период называется древним (греческим), или античным. Дли- тельность его составляет – тысячелетие, то есть с начала VI в. до н.э. до 529 г. н.э. Фалес, который считается первым греческим философом, предсказал за- тмение, которое должно было произойти, по подсчетам астрономов, в 585 г. до н.э. В этот период император Юстиниан не только закрыл Платоновскую академию, но и запретил языческие школы философии, которые существовали на тот момент. Нужно отметить тот факт, что античная философия подразде- ляется на три этапа: натурфилософию, античную классику и эллинизм. Каж- дый этап индивидуален по-своему, так, например, натурфилософия, то есть «философия природы», говорит о тех проблемах, которые она ставила перед собой. Основным вопросом в период 6–4 вв. до н.э. является вопрос субстан- ции. Известными натурфилософами были Фалес, Анаксимандр, Пифагор, Ге- раклит и многие другие. Однако, хотел бы остановится на Гераклите и его фи- лософской системе, которая контрастировала с идеями Демокрита. Известно, что, Гераклит – основатель научной диалектики, считал, что все в мире непрерывно меняется и в результате этого противоположности притягива- ются. Как отмечает в своей книге русский философ Асмус Валентин Фердинандо- вич, «…Гераклит –аристократ по рождению и по своим политическим взглядам. Он враждебно относился к демократической власти, пришедшей в его родной го- род на смену власти старинной родовой аристократии. Политическое мировоззре- ние Гераклита отразилось в некоторых отрывках его произведений. В 104-м фраг- менте, например, Гераклит говорит о демократических руководителях своего го- рода: «Ибо каков у них ум или рассудок? Они верят народным певцам и учитель их – толпа. Ибо не знают они, что много дурных, мало хороших» [1, с.32]. Подроб- ности жизни Гераклита малоизвестны. Это связано с тем, что ученый не любил

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=