Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

133 ее развитие. Широко использовались как традиционные, так и нетрадиционные техники рисования (кляксография (с помощью выдувания трубочкой), рисование ладошками и пальцами рук, рисование «по мокрому» (манной крупой, на мыль- ной пене)), лепка, аппликация и конструирование. С помощью разнообразных техник дети отражали прекрасные проявления жизни, создавали свой позитив- ный образ, фантазировали, обретая внутреннюю свободу, а также могли «отреа- гировать» на лист бумаги свои негативные переживания, освобождаясь от тре- воги и страха, напряжения, агрессии, приближаясь к состоянию гармонии. С целью повышения компетентности родителей в вопросах психологиче- ского здоровья детей и его укрепления средствами арт-терапии была проведена система семинаров-практикумов с творческими мастер-классами. Результаты контрольного этапа исследования подтвердили эффективность внедрения программы: значительно повысились показатели психологического здоровья испытуемых (чувства защищенности, оптимизма, преобладания поло- жительных эмоций, позитивного принятия себя и других, снижение уровня агрессивности, конфликтности, страхов, трудностей в общении и др.). Так, вы- раженность трудностей в общении снизилась на 32 % (с 86 % на констатирую- щем этапе до 54 % на контрольном), недоверия к себе на 33 % (с 73 % на конста- тирующем этапе до 40 % на контрольном), повышенной тревожности на 36 % (с 71 % на констатирующем этапе до 35 % на контрольном), незащищенности на 22 % (с 67 % на констатирующем этапе до 45 % на контрольном), конфликтности на 14 % (с 82 % на констатирующем этапе до 68 % на контрольном). Таким об- разом, арт-терапия является эффективным средством укрепления психологиче- ского здоровья детей старшего дошкольного возраста. Литература 1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Вы- готский // Мышление и речь: Сб. – М.: АСТ, 2008. – С. 497–594. 2. Запорожец, А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности / А. В. Запорожец // Принцип развития в психологии. – М., 1978. – С. 243–267. 3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинке- вич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2018. 4. Панько, Е. А. Взаимодействие учреждения дошкольного образования с родителями воспитанников как важное условие укрепления психологического здоровья детей / Е. А. Панько, Е. П. Чеснокова // Социальная защита и здоровье личности в контексте реализации прав человека: Наука, образование, практика: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 26–27 нояб. 2015 г.). – Минск: БГУ, 2016. – С. 389–394. 5. Панько, Е. А. О самоценности детства и ее поддержке / Е. А. Панько, Е. П. Чеснокова. – Минск: МОИРО, 2019. 6. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Из- бранные труды / Н. С. Лейтес. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=