Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

132 рисунка, дом находится на краю листа, очень маленькие двери, слабая линия ствола дерева и др.) – 73 %; конфликтность (ограничение пространства, перспек- тива снизу, подчеркнутая талия у человека, отсутствие трубы на крыше деревен- ского дома) – 82 %; повышенная тревожность (линия с сильным нажимом, ин- тенсивная штриховка, многократные стирания, затянутое тучами небо, интен- сивно затушеванные волосы у человека, подчеркнутая линия основания) – 71 %; незащищенность (очень подчеркнутые корни у дерева, широко расставленные ноги у человека, рисунок внизу листа) – 67 %. В результате использования методики «Автопортрет» при анализе размера фигуры человека и ее расположения на листе бумаги выявлено преобладание среднего размера фигуры и ее адекватного размещения на листе бумаги (71 %). В то же время значительная часть детей (29 %) изображает на рисунках свой об- раз маленького размера внизу листа, что свидетельствует о наличии незащищен- ности, неуверенности в себе. В результате тестирования было обнаружено преобладание низкого уровня оптимизма (60 %), что объясняется присвоением детьми образа мира взрослых, их пессимистичных установок, а также характером телепередач, компьютерных игр, которые уже стали неотъемлемой частью жизни современного ребенка. На формирующем этапе исследования была разработана и внедрена про- грамма укрепления психологического здоровья детей средствами арт-терапии. Ре- ализация данной программы осуществлялась в течение двух месяцев как в ходе специально организованных ежедневных занятий, так и в течение дня в нерегла- ментированной деятельности. Программа базировалась на принципах формирования психологического здоровья, выделенных Е. А. Панько и Е. П. Чесноковой: субъектности, опоры на внутренние ресурсы ребенка; индивидуализации и дифференциации; природосо- образности и амплификации развития; системности и целостности; жизненного оптимизма; приоритетности профилактической деятельности; недирективности; оптимального педагогического взаимодействия; сотрудничества с родителями в интересах психологического здоровья ребенка и др. [4]. Основными направлениями программы стали: содействие формированию у детей оптимизма, насыщение их жизни позитивными эмоциями; формирование у испытуемых позитивного образа Я, повышение уровня позитивного самопри- нятия; формирование у детей чувства защищенности, базового доверия к миру; содействие преодолению испытуемыми страхов, застенчивости, агрессивных тенденций поведения; приобщение детей к творчеству, формирование потребно- сти в творческом самовыражении; сотрудничество и сотворчество с семьями вос- питанников в интересах психологического здоровья детей. На формирующем этапе исследования широко использовались авторские и народные произведения художественной литературы, а также специальные пси- хотерапевтические и психокоррекционные сказки [3]. Работа с литературными произведениями включала в себя знакомство детей с ними, последующий анализ и отражение в индивидуальном и коллективном изобразительном творчестве. Осуществлялась опора на рефлексивную деятельность детей, стимулировалось

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=