Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

131 Данное исследование нацелено на разработку и внедрение программы фор- мирования психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии. Арт-терапия представляет собой специализированную форму психотера- пии, основанную на занятиях художественно-творческой деятельностью с введе- нием элементов психодиагностики и психокоррекции и нацеленную на достиже- ние положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоционально- личностном развитии ребенка или взрослого. В данном исследовании арт-терапия направлена на укрепление психологи- ческого здоровья детей дошкольного возраста и выполняет психогигиенические и коррекционные функции. Основным видом искусства, лежащим в основе си- стемы арт-терапии в данном исследовании, является изобразительное творче- ство. Сегодня, в период расцвета высоких технологий, устремленности общества к интенсификации развития, особую актуальность приобретает проблема реали- зации идеи самоценности детства (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, П. П. Блонский, А. Валлон и др.), концепции амплификации детского развития (А. В. Запорожец) [2; 5]. В связи с этим в период дошкольного детства важно содействовать разви- тию «специфически детских» (А. В. Запорожец) видов деятельности, среди ко- торых значимое место занимает изобразительная. Ученые отмечают наличие определенных возрастных предпосылок успешного овладения детьми дошколь- ного возраста художественной деятельностью [1; 2; 5; 6]. Сензитивность ребенка к освоению художественной деятельности обусловлена его чуткостью к образно- эмоциональным моментам, характерным для данного возраста соотношением I и II сигнальных систем, близостью детей к художественному типу, реактивно- стью на непосредственные впечатления, особым «эстетическим отношением к жизни» (А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев, Н. С. Лейтес, В. С. Мухина, Е. А. Панько и др.). Изобразительная деятельность обладает богатым потенциалом для развития личности ребенка дошкольного возраста (Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова, В. С. Мухина, Е. А. Флерина и др.). Эмпирическое исследование было проведено в течение 2019–2020 гг. на базе ГУО «Ясли-сад № 378 г. Минска», ГУО «Ясли-сад № 445 г. Минска», ГУО «Ясли-сад № 489 г. Минска» с участием 58 детей 5–6 лет, из них 27 мальчиков и 31 девочки. В исследовании были использованы следующие эмпирические методы: те- стирование (проективная рисуночная методика «Дом-дерево-человек» (Дж. Бак), проективная методика изучения оптимизма-пессимизма «Незавершенные ситуа- ции»), анализ продуктов детского творчества (методика «Автопортрет»), опрос воспитателей, формирующий эксперимент. На констатирующем этапе исследования с помощью теста «Дом, дерево, че- ловек» выявлена выраженность следующих показателей нарушения психологи- ческого здоровья детей: трудности в общении (отсутствие основных деталей лица, кистей рук у человека, отсутствие окон, двери или очень маленькая дверь, полностью закрытые окна в доме и др.) – 86 %; недоверие к себе (слабая линия

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=