Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

120 Т. М. Корнева Факультет естественных наук, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – И. М. Ахромушкина МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ В психолого-педагогической, методической литературе достаточно полно охарактеризована роль межпредметных связей в обучении: они являются важ- нейшим дидактическим условием формирования научного мировоззрения, глу- боких и прочных знаний, развития мышления, познавательной активности и цен- ностных ориентаций обучающихся [1, 2]. В ходе педагогического эксперимента нами проводилось исследование ди- дактических возможностей использования медико-биологических аспектов в обучении химии, в частности их влияние на развитие познавательной мотива- ции школьников и осознание ценности здоровья и здорового образа жизни. Анкетирование девятиклассников исследуемого класса позволило выявить преобладающие виды мотивации к обучению: для 60 % опрошенных − это внут- ренние, учебно-познавательные мотивы (интерес к предмету, осознание важно- сти и ценности получаемых знаний); для 28 % − внешние мотивы (влияние учи- телей и родителей, желание получить хорошую отметку, завоевать авторитет в классе); для 12 % внутренние и внешние мотивы равнозначны. Интерес к изу- чению химии проявляют 72 % девятиклассников, из других предметов естествен- нонаучного цикла наиболее привлекательным предметом является биология. Это указывает на восстребованность расширения связей с биологией и медициной при изучении химии в исследуемом классе. В процессе отбора содержания и способов реализации межпредметных свя- зей был проведен анализ учебных пособий по химии разных авторов: В. В. Ере- мина, Н. Е. Кузьменко; Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана; Н. Е. Кузнецовой, И. М. Титовой, Н. Н. Гары. Доля вопросов и заданий медико-биологического со- держания к параграфам учебника у разных авторов варьирует от 0 % до 8,9 %; имеются различия и в зависимости от класса. Наиболее высокие показатели по исследуемым параметрам в учебниках Н. Е. Кузнецовой с соавторами: в 8 классе – 1,3 %, в 9 – 4,0 %, в 10 – 8,9 %, в 11 – 7,1 %. Предлагаемые в этих учебниках межпредметные задания по формули- ровке очень разнообразны: встречались и качественные, и расчетные задачи, до- полнительная информация для обсуждения. Доля заданий медико-биологического содержания в учебниках для 9-ого класса Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана, по которым занимаются обучающиеся экспериментального класса, составила 2,3 %, а в соответствующих учебниках В. В. Еремина, Н. Е. Кузьменко подобные задания практически отсутствовали.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=