Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

118 В 2021 г. как в первом, так и в третьем классе преобладают дети с невыра- женным доминированием (НД): 81 и 63 % соответственно, в то время как в 2005 г. в первом классе преобладали правополушарные (ПП), а в третьем классе левопо- лушарные школьники (ЛП). В 2005 г. на детей с невыраженным доминированием приходилось всего от 12 до 20 %, т. е. в популяции преобладали дети с выраженной асимметрией по- лушарий. В нашем исследовании в первом классе число детей с невыраженным доминированием стало преобладающим и выросло в 4 раза, а в третьем классе– примерно в 5 раз. Результаты, полученные нами в 5, 7, 9 классах (таблица 2), показывают также в каждой возрастной группе преобладание школьников с невыраженным доминированием, в то время как в 2005 г. и в 5, и в 7, и в 9 классах преобладали левополушарные дети. Таблица 2 Сравнение результатов тестирования доминантного полушария у школьников 5, 7, 9 классов в 2005 и 2021 г.г. (в %) Класс Количество школьников ПП ЛП НД 2005 г. 2021 2005 г. 2021 2005 г. 2021 5 40 12 52 32 8 56 7 28 - 68 50 4 50 9 20 19 80 31 0 50 В 2005 г количество детей с невыраженным доминированием в 5 и 7 классах колебалось в пределах от 0 до 8 %, а в 9 классе таких детей не было вообще (Таб- лица 2). В то время как в 2021 г. число таких детей составило 50–56 %. В 2005 г. к старшей школе степень асимметрии увеличивалась и, в основном, за счет роста числа левополушарных детей, а в 2021 г. наблюдается тенденция к сглаживанию функциональной асимметрии с возрастом, так как к 9 классу существенно растет доля детей с невыраженным доминированием, в основном, за счет уменьшения количества право- и левополушарных детей. Скорее всего это связано со значительными изменениями в подходах к обу- чению и контролю знаний учащихся, с широким внедрением информационно- компьютерных технологий, использованием разного рода гаджетов и с цифрови- зацией самых разных сторон жизни человека, с которой ребенок сталкивается, начиная с дошкольного периода жизни. Все эти обстоятельства просто не могут не отразиться на особенностях развития мозга ребенка [3]. Таким образом, нам удалось обнаружить новые тенденции в развитии функ- циональной асимметрии у школьников, характерные для реалий сегодняшнего дня. Эти тенденции связаны с преобладанием в популяции детей с невыражен- ным доминированием и, в основном, за счет значительного снижения числа ле- вополушарных школьников.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=