Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

111 при изучении материала, способствуют развитию интереса учащихся к процессу обучения. Но с другой стороны, инновации играют не самую положительную роль, если речь идет о здоровье глаз школьников. Исследования, проведенные такими специалистами в области здоровья школьников, как Смирнов Н. К., Ананьев Н. И., Аносова М. В., Безруких М. М. и др. показали, что самой частой проблемой, касающейся здоровья учащихся, является психоэмоциональное состояние детей, вызванное чрезмерно высокими учебными нагрузками, переутомлением, дезадаптацией. Какими же должны быть здоровьесберегающие образовательные техноло- гии в современной школе? В соответствии с подходами Смирнова Н. К., признанного специалиста в области психологии и педагогики школьного здоровья, здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – это совокупность всех используемых в об- разовательном процессе приёмов, методов, технологий обучения школьников без ущерба для их здоровья. И, в то же время, ЗОТ – качественная характеристика любой педагогической технологии «по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов» [2, с. 299]. При этом целями здоровьесберегающих обра- зовательных технологий по отношению к ученику, как важнейшему субъекту процесса обучения, являются: обеспечение учащемуся возможности сохранения здоровья за время обучения в школе, формирование знаний, умений, навыков здорового образа жизни, а также практическое научение учащегося успешно ис- пользовать полученные знания в повседневной жизни. В процессе обучения всегда взаимодействуют два субъекта: ученик и учи- тель. Подготовка педагогов к конструированию здоровьесберегающих техноло- гий обучения, деятельности по применению их на уроке различных типов и ви- дов, внеурочных занятий – чрезвычайно важна. С одной стороны, учитель – это исполнитель требований, регламентаций, приказов и может переадресовывать свою ответственность выше. А с другой стороны, учитель – это главный субъект реализации задач всей образовательной системы в школе. Для педагога систем- ное введение здоровьесберегающих технологий в своей методической системе – не простая задача. Иногда просто не хватает степени развитости таких личност- ных качеств, как чувство юмора, толерантность. Кроме того, взаимопонимание между специалистами, занимающихся проблемами здоровья детей в образова- тельном пространстве, должно быть таким, чтобы они представляли собой еди- ную команду, которая преследует одни цели, используя одни методы – методы, способствующие укреплению, сохранению (в самом «слабом звене») здоровья. В частности, следует учесть, что активные методы обучения, например, ме- тод кейса, деловые игры, дискуссии и др. позволяют передавать друг другу неко- торые полномочия и, тем самым, позитивно влияют на здоровьесбережение каж- дого участника урока, снижая риск появления у школьников переутомления в ре- зультате различных социальных взаимодействий. Интеграция вопросов экологии, охраны здоровья человека в содержание школьных предметных курсов (физики, в частности) также способна внести свой вклад в общее дело – разработку содер- жательных методических аспектов здоровьесберегающих технологий.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=