Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

106 является то, что обучающиеся, выполняя данные задания, не ограничены ника- кими рамками. С течением времени в методике развилась и работает до сих пор «двухком- понентная система упражнений» [7]: 1) упражнения на уровне овладения единицами языка; 2) упражнения на уровне коммуникации. Важным фактором в овладении АЯ является становление у школьников среднего звена автоматизмов. Для возможности совершения быстрый речевых операций владение материалом должно быть на достаточно высоком уровне, что может быть достигнуто только в случае качественной работы учителя. Если мы говорим об автоматизме, то его возможно выработать с помощью так называемых «дрилловых» упражнений (drill – зубрежка, многократное по- вторение, заучивание). Однако здесь учитель АЯ может столкнуться с пробле- мой: данные упражнения совсем не решают задачу обучения говорению. Из этого следует, что в своих методиках преподавания учитель должен распреде- лять соотношения между тренировочными упражнениями (языковыми) и ком- муникативными упражнениями (речевые). Безусловно, упор стоит делать на последние. Практика, однако, показывает, что на занятиях АЯ в современных условиях редко удаётся уделить достаточное внимание коммуникативным упражнениям. Выход из данной ситуации можно найти в совмещении процесса речевой прак- тики и целенаправленной активизации языкового материала. Другими словами, чтобы достичь желаемого эффекта, учителю необходимо построить ход урока таким образом, чтобы обучающиеся, выполняя необходимые упражнения, осу- ществляли акт связной речи. Рассмотрим типы коммуникативных упражнений подробнее: 1. Респонсивные. Обычно для выполнения заданий данного типа обучаю- щимся предлагается ответить на вопросы или высказать своё мнение по про- блеме. «Суть респонсивного типа – в реакции учеников на высказывание или во- прос» [7]. 2. Ситуативные . Главным предметом обсуждения здесь будет являться четко сформулированная учителем проблемная ситуация, которая должна побу- дить обучающихся к обозначению своей позиции по этому вопросу. Необходимо понимать, что чем более противоречивой окажется ситуация, тем более охотно школьники будут её обсуждать, таким образом используя необходимые лексиче- ские единицы. 3. Репродуктивные. Тесно связанный с остальными видами коммуникатив- ных упражнений, данный тип направлен на вовлечение школьников среднего звена в передачу информации любыми доступными средствами. Обычно в каче- стве подобных заданий учебники предлагают составить пересказ текста, изло- жить краткое сообщение и т. д. 4. Дескриптивные. Один из самых распространенных в последние годы ти- пов упражнений (ввиду включения устной части во всероссийские проверочные работы) – это описание обучающимися средней школы различных визуальных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=