Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

105 Е. В. Клочкова, П. О. Джебраилова Факультет иностранных языков, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – И. В. Щукина ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В последние десятилетия в образовательной среде заметны значительные изменения в процессе преподавания английского языка (далее – АЯ) на всех сту- пенях обучения в школе. Если мы обратимся к содержанию образовательных программ по АЯ, то увидим, что на данный момент главной целью обучения ИЯ является «развитие способностей учащегося, его личности и, соответственно, желания участвовать в межкультурной коммуникации на АЯ и самостоятельно совершенствоваться в иноязычно-речевой деятельности на соответствующем языке» [5]. Все эти факторы делают необходимым использование приемов обу- чения, которые могли бы приблизить классное общение к условиям естественной языковой среды. Одним из таких приемов является использование коммуника- тивных заданий на АЯ. В основном методисты выделяют в структуре коммуникативных заданий или упражнений для обучения АЯ три уровня — соответственно, для каждого из известных методике преподавания ИЯ аспектов языка. 1. Упражнения для усвоения лингвистического материала. Одним из главных отличий заданий данной категории является осуществле- ние выполнения различных по своей форме и структуре действий. Наиболее ча- сто в учебниках, рекомендованных ФГОС с учетом примерной рабочей про- граммы [5], можно встретить упражнения следующих типов:  выбор подходящей части речи;  замена выделенных слов синонимичными конструкциями;  исключение неподходящих слов из семантического ряда. 2. Упражнения для формирования речевых умений и навыков. Данный вид упражнений применяется учителем ИЯ в том случае, если необ- ходимо выработать у обучающихся такую способность как умение оперировать материалом. Основа подобных упражнений — цепочка речевых методичных действий, которые ученик воспроизводит раз за разом, стараясь достичь лучшего результата. Обычно при выполнении такого вида упражнений обучающиеся начинают с ознакомления с действием, а заканчивают использованием речевой единицы, словосочетания или предложения уже в речевом акте. 3. Коммуникативные упражнения. Под данным понятием имеется в виду некоторый набор реальных ситуаций и заданий-стимулов, которые должны соответствовать различным действиям и потребностям неречевой деятельности. Отметим также, что одной из самых рас- пространенных характеристик упражнений коммуникативной направленности

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=