Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

80 Филимоново у А. Пушкаря в «Филимоновской элладе» показано как древ- нее и богатое селение: «Да, тут были самые бедные земли и самые богатые неве- сты. <...> Менялись религии и цари, а свистульки перейдя из мира души в мир детской игрушки, оставались в своем первозданном виде» [6]. Автор посетил это старое село, находящееся всего в двухстах километров от столицы. Он пишет: «Ни щита, ни указателя не было на повороте в деревню, имя которой можно встретить во всех книжках о народном искусстве и художественных промыслах. <...> Филимоново – это бугор, с которого открываются синие горизонты. Редкие кирпичные домики под черепицей среди морщинистых раскидистых лозин с гра- чиными гнездами и вишневых садов» [6]. Писатель негодует, что в такой некогда многочисленной деревне почти не осталось людей, способных передавать сек- реты гончарного дела: «Так распорядилась жизнь, что остались в филимонов- ском искусстве лишь бабушки и внучки, а среднее поколение как провалилось» [6]. Но у него, остается надежда на светлое будущее и возрождение жизни и про- мысла в Филимонове. Пушкарь, впитав в себя атмосферу этого загадочного и волшебного места, как и древние мастера верит, что звук свистульки способен отпугнуть нечистую силу. Он пишет: «Время от времени и старые, и молодые мастера собираются в Филимонове. <...> Свистульки оберега, берегини, спасите нас от злых духов, черным вороньем нацелившихся на наши души, уберегите от насилия и соблазна, от беспамятства!» [6]. Среди ранних стихотворений тульской журналистки Ольги Николаевны Подъемщиковой нашлось одно, посвященное этому замечательному месту. Оно носит название «Деревня Филимоново». В нем поэтесса пишет об исключитель- ности природы этого места: «Наверно, так светла и отрешенна природа на гра- нице рая с адом» [8]. «В народной игрушке заложен народный дух», – писал Н. В. Денисов [2]. Необ- ходимо любить глину, край и природу края. Ты должен почувствовать связь с древними мастерами, проникнуться атмосферой места и искренне полюбить народ- ный промысел. Лишь тогда из твоих рук выйдет то, что принесет людям радость. Литература 1. Овеянная славой / Сост. А. Харчиков. – М.: Современник, 1986. – С. 244. 2. Ожившие символы. Рассказы / Ред. Е. А. Чернигова. – Одоев: Одоев. тип., 1991. – С. 64–87. 3. Родник души моей – Одоев. – М.: Типография № 9, 2012. – C. 5. 4. Денисов, Н. Свет от земли / Н. Денисов. – Одоев: Одоев. тип., 1991. – С. 8–28. 5. Сказки деда Филимона. – Тула, 2012. – С. 22–32. 6. Тулы золотые мастера/ Под ред. Г. Н. Губанова. – Тула: Приок. кн. изд- во, 1991. – С. 472–486. 7. Фролова, Е. Н. Чистый источник / Е. Н. Фролова. –М.:Мол. гвардия, 1990. – С. 48. 8. Явись мне отблеском мгновенным / Под ред. Ю. В. Архангельской. – Тула: Тул. полиграфист, 2001. – С. 187.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=