Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
79 женщина, пронесшая через всю жизнь любовь к своим свистулькам, выражаю- щая ими все оттенки своих настроений, чувств – весь свой богатый внутренний мир. Этот светлый поэтичный настрой жил в художнице с детства, с тех пор, как услышала она сказку о горшечнике Филимоне, будто бы жившем на Маликовом верху и знавшем особый секрет своего ремесла, равного которому не было во всей округе: «Секрет этот прознал Филимон от колдуньи, зажегшей волшебный огонь на вершине Каменного рва. Смотрел мастер на огонь, и открывались ему тайны красоты» [1]. Согрел это огонь не только волшебного гончара, но и маленькую Аню, которая на протяжении всей жизни радовала людей своим творчеством. Особую роль Филимоново играет в творчестве Николая Васильевича Де- нисова – известного художника, поэта и мастера филимоновской игрушки. Це- лый ряд произведений посвящен его любимой деревне и народному промыслу: «Мои чувства о крае рождают поэзии строчки» [4], – пишет Денисов. В стихо- творении «Филимоново» автор дает целый ряд определений: «Филимоново – край заречный; Филимоново – красок буйство; Филимоново – дали сини, край лесов, светлых пашен» [4], которые позволяют увидеть мир обычной русской деревеньки. Как и вся глубинка России деревня вымирает и из 160 домов сего- дня и 30 не насчитать, но Николай Васильевич не верит, что такой крупный центр промысла может исчезнуть с лица Земли. В стихотворении «Ночь в Фи- лимонове» поэт пишет следующее: «Жив пращуров премудрых уголок, Их мысли и дела не угасали. Как в древности, над горном плыл дымок, И звезды над деревней провисали» [4]. Следует сказать, что Денисов один из тех людей, которые положили часть своей жизни на возрождение промысла и деревни. В рассказе «Свершилось, чудо!» автор выражает надежду: «Но я верю, что бу- дет новая деревня Филимоново, деревня народных мастеров, ибо искусство народа вечно, как вечна сама жизнь» [2]. К сожалению, Николай Васильевич не успел дожить до момента оживления и возобновления народного промысла. Владлен Дорофеев в воспоминаниях о Денисове и деревне пишет: «Знать – знал. И историю, и легенды, некоторые традиции, но думал-то он о делах более зем- ных. Одно стало ясно ему точно – игрушку необходимо возрождать на земле, из которой она вышла. Там корни ее пластики, остались еще настоящие масте- рицы, а уникальной глины хватит на столетия» [3]. Екатерина Фролова в книге «Чистый источник» рассказывает о людях, под- держивающих древние ремесла, об их характерах и судьбах, о мастерах, посвя- тивших свою жизнь народному искусству. Она обращает внимание на историю возникновения и развития старинных промыслов, пытается донести до читателя образы, колорит и особую атмосферу, описываемых мест. «В зимнем молочном свете деревня выглядела уснувшей. Под кряжистыми березами редко стояли дома из буроватого кирпича, вытянутые вдоль фасада. Рядом поленницы свежих дров, заготовленные на долгую зиму и утонувшие в снегу изгороди огородов. На улице ни души» [7]– такой уютной и спокойной видит автор Филимоново. Сама деревня и промысел восстает перед нами в образах потомственных мастериц, с которыми писателя знакомит художник Денисов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=