Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

78 В. В. Значко Факультет русской филологии и документоведения, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – В. И. Абрамова ОБРАЗ ДЕРЕВНИ ФИЛИМОНОВО В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Филимоновская игрушка – один из самых известных народных промыслов России. Она на протяжении долгих столетий продавалась на ярмарках и базарах, но как полноценный народный промысел была оценена искусствоведами в XX веке. Они отметили ее особую роспись, композицию, яркость красок и ка- чество материала. Размеры, формы, способы раскраски соблюдаются мастери- цами строго на протяжении долгих лет. Делается она из голубой глины, залежи которой расположены в деревне Филимоново. Мало кому известно, что филимоновская игрушка родом из Тульской обла- сти. Название она получила от населенного пункта, в котором зародилась. Де- ревня Филимоново – старейшее поселение Одоевской земли, являющееся одним из древнейших гончарных и игрушечных центров России, истоки которого вос- ходят еще к неолитической Белевской культуре. Благодаря игрушке это поселе- ние прославилось на весь мир, как загадочное и волшебное место. Такое сужде- ние выведено благодаря легенде о появлении филимоновской игрушки и назна- чении свистулек, которые по преданию отпугивают злых духов. Музей «Филимоновская игрушка» выпустил сборник «Сказки деда Фили- мона», включающий предания, передаваемые из поколения в поколение. Книга состоит из семи сказок, повествование в которых ведется от первого лица (от имени Филимона) и расположены в хронологической последовательности, т. е. с момента появления в Одоевском крае деда Филимона до процветания про- мысла. Особую ценность для нас представляет сказка под номером три «О том, как появилась деревня гончаров». В ней рассказывается, что Филимон пошел жить за деревню Карасенки: «Пошел я жить за деревню. Там и печь для обжига горшков поставил. <...> Стали на этот огонь мужики приходить. Да не одни. Стали семьи свои приводить. <...> Стали с поклоном меня мастером величать, а местечко, где мы жили Филимоновым называть» [5] – именно так и появилось селение. Уходя из временного пространства повествования нарратор говорит, что место действия до сих пор существует: «А деревня Филимоново и теперь стоит, окнами веселыми в мир глядит» [5]. Также на протяжении четырех первых сказок рассказчик отмечает особенности местной почвы: «Глина под ногами, чернозема не видать» [5]. Из этого следует, что невозможность заниматься зем- леделием сказывается на роде занятий местного населения. Но благодаря «при- ручению» Филимоном синьки (такое название глина получила из-за цвета) люди смогли жить в достатке, продавая игрушки на ярмарках. В рассказе Людмилы Сушко «Филимоновские волшебницы» говорится о выдающейся наследнице филимоновских традиций Анне Гавриловне Зайце- вой, заслуженной художнице РСФСР. Главная героиня маленькая, энергичная

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=