Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

76 фактором, приводящим к возникновению барьера. Барьер возводится и при втор- жении в личное пространство другого участника процесса общения (рис. 5). Не- вербальная коммуникация делает подсказки о том, что словесная обычно скры- вает, и студенты должны знать наиболее часто используемые жесты и их значение, чтобы иметь возможность полноценно общаться с пациентами. Рис. 5. Барьеры при невербальной коммуникации Уважение и вежливость с обеих сторон необходимы для преодоления барь- еров в общении между студентом и пациентом. Очевидное проявление участия к страданиям пациентов также помогает преодолеть коммуникационные барь- еры. Активное участие пациентов необходимо для успешного общения, так как они играют важную роль в обучении студентов. На основе углубленного анализа результатов опроса можно сделать следу- ющие выводы. • Однозначно выявляются практически идентичные взгляды пациентов и студентов в отношении барьеров в процессе общении и причин, которые их вызывают. • Вырисовывается необходимость в изменении отношения, подходов и мо- дели общения студентов с пациентами. • Становится очевидной необходимость в проведении большего количества учебных курсов для студентов по приобретению навыков общения. В заключение следует сказать, что общение между студентом и пациентом одинаково важно для обеих сторон. Общение с пациентом требует этичного по- ведения со стороны студента, соблюдения принципов автономии, конфиденци- альности и благонамеренности. Изменения в отношении пациентов и студентов друг к другу могут оказать положительное влияние на лечебный процесс и пси- хологический комфорт для пациентов. Студенты должны пройти обучение и поддерживать высокий уровень профессиональной коммуникации, которая бы гарантировала эффективность процесса общения с пациентом и предупреждение возникновения потенциальных барьеров.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=