Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

73 и их значение, чтобы не попадать в неловкие ситуации и уметь осуществлять пол- ноценный контакт с пациентами, с которыми они общаются. Внешний вид также имеет свое значение в процессе общения. Сюда входят одежда, прическа, макияж. Барьером в этом случае может быть экстравагантная одежда студента, пирсинг или чрезмерный макияж. Одним словом, барьеры в общении – это очень деликатное дело. Преодоле- ние их требует распознавания «на опережение», что обязывает студентов овла- деть как дидактическими, так и психологическими особенностями построения сложного взаимодействия «студент–пациент» [1], поскольку неэффективная коммуникация порождает конфликты, что в свою очередь усложняет взаимодей- ствие между студентом и пациентом. Именно эта проблема побуждает нас провести локальное исследование с це- лью выявления барьеров, мешающих общению между студентом и пациентом, и найти возможности их преодоления. Предмет исследования включает в себя процесс выявления барьеров в общении между студентом и пациентом и возможности их преодоления. Объектом исследования являются барьеры в общении между студентом и пациентом. Охват исследования : всего 80 человек, из которых: – 30 студентов V и VI курсов медицинского университета города Варны, обучающихся по специальности «Медицина»; – 50 пациентов из Клиники инфекционных заболеваний при Университет- ской клинике ЗАО «Св. Марина» в городе Варне. Период проведения исследования с 10.02.2020 г. по 01.03.2020 г. Материал и методы исследования : документальный, социологический (анонимная анкета (электронная версия)), статистический, графический метод, анализ и аннотация. Метод опроса реализован с использованием двух анкет: одна для студентов и одна для пациентов. Каждая содержит 9 вопросов и является анонимной. Важным элементом практической подготовки студентов-медиков является их способность эффективно и профессионально общаться с пациентами. Эти навыки развиваются медленно, долго и зависят от индивидуальных способно- стей каждого студента. При анализе результатов анкетного исследования было обнаружено, что бо- лее 90 % студентов и пациентов считают, что общение между ними необходимо. Более половины студентов-медиков (64 %) оценивают общение с пациентами как «хорошее», 13 % – на удовлетворительном уровне, 18 % – на отличном. Только 5 % опрошенных заявили, что не могут эффективно общаться с пациентами. Будущие медики проявили объективную самокритику в отноше- нии своих способностей общаться с пациентами (рис. 1).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=