Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
72 Р. Г. Желязкова Медицинский университет «Проф.д-р Параскев Стоянов» магистрант II курса (заочная форма обучения) Научный руководитель – М. И. Грудева БАРЬЕРЫ В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ СТУДЕНТОМ И ПАЦИЕНТОМ Коммуникация представляет собой сложный процесс, в котором контактные лица сознательно или неосознанно, преднамеренно или спонтанно обмениваются информацией. Подобный процесс осуществляется в реальной больничной среде, в рамках обучения студентов высших медицинских учебных заведений. Для него характерно наличие третьего субъекта – пациента, что фактически отражает специ- фику процесса обучения в этих типах высших учебных заведений. Одной из особенностей этой коммуникации является возникновение барье- ров в общении между студентами и пациентами. По мнению Р. Стаматова и Й. Костова, эти барьеры возникают из-за различий в усвоении информации, часто в поспешных выводах, в отсутствии знаний, в отсутствии постоянства за- интересованности, в трудностях выражений, в чувствах, в индивидуальных осо- бенностях обоих субъектов. Барьеры, которые могут препятствовать общению, могут также возникать в связи с различиями в языке, индивидуальном отноше- нии, в несоответствии между вербальной и невербальной коммуникациями. Здесь стоит упомянуть, что большая часть общения между студентами и пациентами носит вербальный характер, что приводит к появлению барьеров в связи с неточностью выражений или неоднозначностью медицинской терми- нологии, используемой студентами. Негативные мысли, в свою очередь, также приводят к «возведению» барьеров в общении, поскольку общение тесно связано с мышлением и рассуждением. Известно, что в условиях больницы пациенты подвержены эмоциональной нагрузке. Они испытывают страх перед будущим диагнозом, анализами, возможными осложнениями, инвалидностью и т. д. Это обстоятельство тем более требует реализации полноценного общения как с медицинским персоналом, так и со студентами, проводящими практические за- нятия в соответствующем больничном отделении. Еще одним условием, которое создает барьер в процессе общения, является отсутствие понимания. Это явля- ется прямым результатом попытки одной стороны быть понятой и нежелания понимания другой стороны, в сочетании с отсутствием сочувствия к внутренним переживаниям человека [3, 4]. Невербальное общение также занимает свое место при рассмотрении этой проблемы, поскольку оно имеет целью дополнить речевые высказывания комму- никаторов. Барьеры при этом возникают, когда невербальные средства не соответ- ствуют вербальным, так как невербальное общение трудно поддается манипуля- ции и часто выдает то, что мы хотели бы скрыть. Поэтому студенты, обучающиеся в медицинских университетах, должны знать наиболее часто используемые жесты
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=