Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

55 Вторая группа заданий: 1. На столах расставлены фигуры домашних и диких животных впере- мешку. Детям необходимо отделить домашних от диких животных. 2. Воспитатель говорит детям, что ночью в зоопарке случилась беда. Дикие и домашние животные гуляли и все перемешались. Как нам им помочь? У нас есть лесная полянка и деревенский дворик. Как вы думаете, каких животных можно поселить на лесную полянку, а каких на деревенский дворик. 3. Воспитатель предлагает детям посмотреть на экране картинки с изобра- жением животных. В каждом ряду допущена ошибка, а как вы думаете? Давайте все вместе найдем ошибки и исправим их.  Корова, коза, поросенок, лиса (лиса лишняя – это дикое животное);  Овечка, тигр, лев, медведь (овечка лишняя – это домашнее животное). Данные типы заданий относятся на отнесение объекта к группе по ряду су- щественных признаков. Данные признаки это – место существования, питание, какую приносят пользу, самозащита, отношение к человеку. Дети формулируют подробный перечень признаков конкретного объекта. Например, дикое живот- ное добывает себе пищу самостоятельно, домашних же кормит человек. В дикой природе, где присутствует естественный отбор, животные могут лучше приспо- сабливаться к трудным условиям среды. Домашние же животные, которые пол- ностью зависят от человека, оказываются беспомощными на воле. Дикие живот- ные приносят пользу природе. Домашние приносят пользу человеку (дают мо- локо, шерсть и пр.). Дети выделяют ряд значимых признаков для группы знако- мых объектов. Они плавно переходит от оперирования внешними признаками к раскрытию более существенных для объекта признаков. Соответственно эта группа заданий может быть рассмотрена на второй стадии формирования про- цесса обобщения. Т.к. именно на этой стадии происходит отбор качеств, общих для всех предметов. Третья группа заданий: 1. Воспитатель показывает мышку и просит детей определить, какое живот- ное мышь, которая живет под полом сельского дома, – домашнее или дикое? По первому признаку, мышь живет вместе с человеком – вроде бы домаш- нее. Если рассмотреть все остальные признаки, например, человека боится, убе- гает, приносит вред, о ней не только никто не заботится, но, наоборот, с ней бо- рются, ее изгоняют, получается мышь относится к диким животным. Делая вы- вод, можно сказать, что домовая мышь – это не домашнее животное, а дикое, которое очень хорошо приспособилось жить возле человека, в его доме. Это за- дание показывает детям, что делать общий вывод в каждом конкретном случае нужно делать лишь при рассмотрении всех значимых признаков [2]. 2. Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинку. На ней показаны вперемешку признаки диких и домашних животных. Нужно соотнести каждый признак дикого животного с признаком домашнего. Например, надо соотнести хозяйственный двор и лес. Дети на основе перечня всех качеств предметов, формулируют понятия, а именно понятия диких и понятия домашних животных. Происходит это путем

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=