Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
53 Ю. А. Дубровина Факультет искусств социальных и гуманитарных наук, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Л. В. Хорун КОМПЛЕКС ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОБОБЩЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ На протяжении ряда лет дети младшего и среднего возраста обстоятельно знакомятся с дикими и домашними животными. Это позволяет в старшем до- школьном возрасте сформировать обобщенное представление о них. Рассмотрим процесс формирования обобщенных понятий и группы заданий, соответствую- щие каждой стадии этого процесса. Таблица 1 Группы заданий, соответствующие последовательным этапам формирования обобщенных экологических понятий у старших дошкольников Этапы процесса формирования обобщения (по Б. П. Есипову) Группа заданий 1. Последовательное рассматривание отдельных качеств различных предме- тов, определение, чем они отличаются друг от друга 1. На обобщение и классификацию группы объектов по одному существен- ному признаку 2. Отбор качеств, общих для всех предметов 2. На отнесение объекта к группе по ряду существенных признаков 3. Формулировка понятия в форме перечня общих качеств тех предметов, которые входят в объем соответствую- щего понятия 3. На выведение понятий в форме пе- речня общих качеств объектов, необхо- димых для отнесения объектов к конкретной группе Если соотнести группы заданий и стадии процесса формирования обобще- ния в виде обобщенных понятий, то можно доказать, что каждая группа заданий соответствует своей стадии. Так, первая группа заданий соответствует первой стадии, т. к. на ней рас- сматриваются отдельные качества различных предметов, определяется, чем они отличаются друг от друга. Вторя группа соответствует второй стадии, на ней происходит отбор качеств, общих для всех предметов. Третья группа соответ- ственно соответствует третьей стадии, а именно на ней происходит формули- ровка понятия в форме перечня общих качеств тех предметов, которые входят в объем соответствующего понятия.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=