Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

48 связано: возможность установления новых контактов, желание повеселится, найти подходящего спутника жизни и т. д. Однако тех ребят, которые определились с выбором будущей профессии и учебного заведения могут подстерегать и другие трудности, связанные с успешностью их обучения и проблемы психологической готовности, что во многом определяется их изначальной мотивацией. Психологическая готовность к обучению в вузе – это сложное структурно- системное образование, включающее личностно-мотивационную сферу, систему обобщенных знаний и представлений, познавательные способности, отражаю- щая готовность студентов к усвоению новых знаний и умений, предусмотренных основной образовательной программой вуза, в форме учебно-профессиональной деятельности. В основу структуры психологической готовности к обучению в вузе поло- жена психологическая структура учебной деятельности. Ее компоненты – учебно-важные качества – выделяют на основе анализа специфики учебной дея- тельности и учебного материала на данном этапе обучения. Это такие психоло- гические качества, которые оказывают наибольшее влияние на успешность всего обучения. Было установлено и подтверждено, что в структуру психологической готов- ности к обучению в вузе входят 14 учебно-важных качеств, таких как: потреб- ность в достижении, коммуникабельность, эмпатия, отношение к себе, принятие учебной задачи, профессиональная направленность, вводные навыки, логиче- ское мышление, гибкость мышления, вербальная память, логическая память, произвольность внимания, обучаемость, произвольная регуляция деятельности. Для студентов с различной мотивацией при поступлении в вуз характерен разный набор компонентов структуры психологической готовности к обучению. В ходе проведенного нами исследования были выделены три группы студентов- первокурсников в соответствии с их мотивацией к обучению: студенты с моти- вацией «получение знаний», «получение диплома» и «овладение профессией». Для каждой группы был характерен свой набор качеств. Студенты 1 группы – достигают успехов в учебной деятельности в вузе бла- годаря полученным ранее знаниям во время обучения в школе, а также способ- ности управлять своей деятельностью в пределах поставленной задачи. Студенты 2 группы – характеризуются интенсивным личностным разви- тием, овладением учебными знаниями, умениями, навыками во время обучения в вузе, формированием адекватных вузовскому обучению форм учебной деятель- ности в соответствии с ее целями. Успешность учебной деятельности в вузе определяется у данной группы студентов способностью переключаться с одного способа решения учебных задач на другой, выходить за рамки шабло- нов мышления. Студенты 3 группы – характеризуются формированием адекватных вузов- скому обучению форм учебной деятельности в соответствии с ее целями. Эффек- тивность учебной деятельности в вузе определяется уровнем общих умственных способностей, сформированных в школе. Положительное отношение студентов

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=