Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
44 Д. В. Гензе, А. А. Миляева Факультет иностранных языков, I курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. В. Романова ФЕНОМЕН ВООБРАЖАЕМЫХ ДРУЗЕЙ Суть явления воображаемых друзей (др. название – синдром «Карлсона») заключается в появлении у человека образов, в какой-то мере предстающих пе- ред глазами, ощущении присутствия персонажа, наделении игрушек человече- скими качествами. Данный персонаж может быть, как придуманным самим че- ловеком, так и заимствованным из литературных, анимационных произведений и комиксов. Его облик разнообразен от кого-та неопределенного человека, до представителя животного мира. М. Тейлор, Дж. Картрайт, Р. Карлсон рассматривали данный феномен в рамках патологии психического развития [3]. Дж. Пиджет, О. М. Дьяченко, Г. Е. Сухарева явление воображаемого друга интерпретируют как экзотическую форму существования возрастных нормативных образований [1, 2]. Наличие воображаемых друзей отмечается в основном у детей от 3 до 7 лет. По статистике у каждого второго ребенка есть воображаемый друг. В та- ком возрасте это считается вполне нормальным явлением, и не должно быть при- чиной для беспокойства. Причины для создания воображаемых друзей у детей могут быть самыми разными, все субъективно и зависит от индивидуальных ситуаций в жизни и обстановки сложившейся в семье. Чаще всего положительными причинами яв- ляются гиперактивность, общительность ребенка и творческий подход родите- лей к его развитию. В таком случае придуманный друг может плодотворно по- влиять на формирование креативности, развитие личности и самопознание ре- бенка через внешнюю речь, которая практикуется при общении ребенка с вооб- ражаемым компаньоном. Однако существуют и отрицательные причины выду- манных друзей. Часто они связаны с неуверенностью ребенка в себе среди сверстников или в семье, одиночеством, вызванным недостатком внимания со стороны близких. Также одной из причин создания невидимых персонажей мо- жет служить недоверие к родителям и страх, как следствие деспотизма в семье и возможного насилия. Совершенно иначе обстоят дела с детьми от 14 до 18 лет. Они отличаются иными интересами и взглядами на мир и жизнь в целом. Все это может проеци- роваться на создание ими воображаемого друга, персонажа, который называется «тульпой», его образ может совершенно отличаться от своего хозяина. В отличие от детей, подростки и старшеклассники в основном осознают свою потребность в создании воображаемого друга и психологические причины необходимости в нем. При создании «тульпы» человеку нужно приложить уси- лия, чтобы начать видеть и слышать ее, поэтому не у каждого это получается.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=