Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
38 ком» для родителей, когда нужно учиться слышать, понимать и принимать ре- бенка таким, какой он есть и постараться пересмотреть систему взаимоотноше- ний с ним, основанной на доверии. Рассмотрим, что такое агрессия, и какой она бывает. Агрессия (от лат. aggressio – нападение) – мотивированное деструктивное поведение, противоре- чащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физиче- ский ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [1]. Агрессия порождает агрессивное поведение. В 1957 году американские ученые Арнольд Басс и Энн Дарки разработали и опубликовали психологический тест на выявление враждебности. Исследование позволило авторам выделить 8 типов агрессии: физическая (использование физической силы против другого лица); косвенная (скрытая агрессия, направленная на другое лицо); раздражение (проявление вспыльчивости, грубости); негативизм (оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротив- ления до активной борьбы против установившихся законов); обида (зависть и ненависть к окружающим); подозрительность (от недоверия к людям до убеждения, что другие несут вред); вербальная агрессия (выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и словесных ответов (проклятия, угрозы)); чувство вины (убеждение субъекта в том, что он является плохим челове- ком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести) [2]. Руководствуясь положениями, представленными в указанном выше тесте, нами был проведен опрос среди учащихся 4 класса в одной из школ Тульской области с целью выявления наличия типов агрессивного поведения. Школьни- кам предлагалось ответить на наиболее яркие вопросы теста, отобранные мето- дом сплошной выборки. Выборка составила 15 человек в возрасте 10–11 лет. По результатам количественного анализа у 65 % опрошенных детей было выявлено преобладание косвенного типа агрессии, т. е. агрессии без использования физи- ческой силы против другого человека. Для таких детей наиболее характерными являются наличие внешних, резких приступов злости, которые проявляются, в основном, в виде крика. Они могут накричать на своих родственников или дру- зей без видимых на то оснований. Зачастую причиной подобного поведения мо- жет послужить, например, негативное влияние со стороны сверстников. Ребенок смотрит на товарища и считает, что должен вести себя так же, как и он, тогда он будет выглядеть «взрослым» и значит, может выступать примером для подража- ния другим. Такого человека боятся и уважают, он может и голос повысить. Существуют и иные причины вспышек гнева. Например, ребенок очень завидует своему другу и просит родителей купить ему такую же вещь, к примеру, телефон последней модели. Но родители не могут позволить купить такой телефон, и, по- лучив отказ, ребенок начинает проявлять косвенную агрессию. У 20 % опрошен-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=