Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

31 Неотъемлемой составляющей марксизма является материалистическая кон- цепция общества и его истории. В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс, от- вечая на один из философских вопросов, соотносят сознание и бытие следующим образом: «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бы- тием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни... Не сознание определяет жизни, а жизнь определяет сознание» [2]. Они считали, что практика происходит не из идей, а идеи из материальной практики в силу чего именно революция явля- ется движущей силой истории, философии и другой теории. К. Марксу принадлежит создание теории общественно-экономических фор- маций. Общественно-экономическая формация – это стадия эволюции общества, характеризующаяся определенной ступенью развития производительных сил об- щества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от нее и определяются ею. Он выделял пять формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодаль- ную, капиталистическую, коммунистическую. Данные формации Маркс считал всеобщими и единственно возможным способом определения ступеней истори- ческого развития государств. Он первым понял, что история не стоит на месте и каждая формация значительно отличается от другой, прежде всего способом производства материальных благ. К. Маркс в своих работах как «Манифесте коммунистической партии» и в «Обращении ЦК к Союзу коммунистов» вводит новый термин по отношению к революции называя ее перманентной. Необходимо понять, что же вкладывал марксизм в этот термин? В основу данного понятия вкладывалась мысль о том, что революция должна стать непрерывной и быть таковой до тех пор пока все имущие классы не будут отстранены от власти и пролетариат не завоюет всю государственную власть. И такое должно произойти не только в одной конкрет- ной стране, но и в других. В. Ленин развил теорию перманентной революции, добавив к ней положе- ние о том, что в условиях России революция из буржуазно-демократической должна перерасти в социалистическую. Именно пролетариат здесь будет яв- ляться движущей силой революции, а не буржуазия. Первые должны будут дей- ствовать в союзе с крестьянством, желающим удовлетворения своей потребно- сти в искоренении помещичьего землевладения. Перерастание революции в со- циалистическую объясняется тем, что изменяется состав действующих сил во- круг пролетариата к концу буржуазно-демократической революции. Ведь рево- люция, совершаемая пролетариатом совместно с крестьянством, должна немед- ленно перерасти в социалистическую революцию диктатуры пролетариата. В. Ле- нин рассматривал буржуазно-демократическую и социалистическую революции как два составляющих единой системы и одного процесса. Однако Л. Троцкий выдвинул свое понимание перманентной революции и перспектив ее развития. В отличие от Ленина, считающего, что социалистиче- ская революция возможна лишь в развитых капиталистических странах, Троцкий говорил о существовании возможно ее совершения и в относительно развитых странах таких, как Россия. Свою позицию он объяснял тем, что ввиду только

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=