Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
287 М. А. Киреева Факультет иностранных языков, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель Н. А. Хван ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ PAST SIMPLE В ИСТОРИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Язык, как научное и общественное явление, не может находиться в состоя- нии покоя. Изменения затрагивают все аспекты языка: грамматику и лексику, фонетику и орфографию [4]. В данной статье мы рассмотрим процесс формирования времени Past Sim- ple. Для понимания данного процесса необходимо обратиться к изменениям си- стемы английского глагола во все периоды развития языка. История английского языка отслеживается по письменным памятникам начиная с VII века нашей эры. Учеными она подразделяется на три основных периода: древнеанглийский (до конца XI века), среднеанглийский (с конца XI до конца (или последней четверти) XV века) и новоанглийский (с конца XV ве- ка до наших дней). В древнеанглийский период английский глагол обладал категориями вре- мени, числа, лица, наклонения, а также неличными формами причастия и ин- финитива, которые имеют категории числа и падежа. Интересующая нас кате- гория времени представлена настоящим и прошедшим временами. Категории залога, последовательности, вида еще не сформированы, поэтому система видо- временных форм глагола не столь сложна. Однако способы выражения про- шедшего времени отличаются разнообразием. Это связано с тем, что система глагола не была однородной, она подразделялась на группы, которые в свою очередь были поделены на классы. Существовали большие группы сильных глаголов (7 классов), слабых глаголов (3 класса), а так же претерито- презентных и аномальных глаголы, каждая из которых имела свои особенности образования прошедшего времени. Формы прошедшего времени относятся к основным грамматическим фор- мам древнеанглийского глагола: у сильных глаголов – вторая и третья формы (единственное и множественное число прошедшего времени), у слабых глаго- лов – вторая форма. В сильной группе состояли глаголы, основные формы которых образовы- валась посредством аблаута. «Аблаут (нем. Ablaut) (апофония) – разновидность чередования гласных, фонетически не обусловленного и выражающего (само- стоятельно или вместе с аффиксацией) словоизменительные и словообразова- тельные значения» [6], например, wrītan (писать) – wrāt (писал) – writon (писа- ли). Деление группы сильных глаголов на семь классов основывается на осложнителе, то есть звуке или группе звуков, стоящих после гласного в корне, который приводит к изменению гласного аблаута (см. Таблица 1).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=