Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

278 3. Хронологические диктанты. Для закрепления материала урока можно использовать хронологический диктант [1]. Данный вид работы способствует формированию процессов запо- минания, систематизации знаний в хронологической последовательности исто- рических событий по изучаемой теме. 4. В качестве диагностирующих и контрольных заданий на сформирован- ность хронологических умений используются приведенные ниже тесты [1]. 4.1. Тесты с выбором ответа. Такие тесты направлены на проверку усвоения знаний дат и событий; на проверку и формирование умений устанавливать синхронность фактов, соотно- сить их с определенным периодом исторического развития. 4.2. Тесты на восстановление соответствия. Данные тесты, также, как и тесты с выбором ответа, ориентированы на проверку знаний дат и событий и умений их сопоставлять друг с другом. Уча- щимся предлагается задание, в одном столбце приведены даты, в другом – со- бытия, связанные с ними, необходимо правильно их сопоставить друг с другом. 4.3 Тесты на группировку хронологической информации направлены на развитие и проверку умения соотносить исторические факты с определенными периодами времени. Предоставляется таблица, в которую надо занести в соот- ветствующие графы, где записан период времени (дата), различные события, которые происходили в это время. 4.4. Тесты с ограничениями на ответ направлены на проверку знаний дат и событий и умений правильно их определять. Дается текст, в который требует- ся вставить дату, которая соответствует указанному событию. 4.5. Тесты на определение хронологической последовательности. Дан ряд дат/событий, требуется расставить их в хронологическом порядке. Такие тесты предоставляются для проверки усваивания учащимися дат и событий, а также для формирования и проверки умений определять их последовательность и взаимосвязь. 5. Хронологические игры [1]. Эффективным средством формирования хронологических знаний и уме- ний, а также их диагностики являются игры с правилами на хронологическом материале: чайндаты, кроссворды, домино, лото, поле чудес и т. д. Чайндат чем-то напоминает кроссворд, но в качестве ответа (дается событие) по гори- зонтали и вертикали вместо слов записываются даты (цифрами). Литература 1. Вяземский, Е. Е. Теория и методика преподавания истории / Е. Е. Вязем- ский, О. Ю. Стрелова. – М., 2003. 2. Гора, П. В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе: Пособие для учителей / П. В. Гора. – М.: Просвещение, 1971.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=