Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

277 А. А. Шувалова Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Л. В. Хорун КОМПЛЕКС ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Формированию хронологических умений у младших школьников стоит уделять особое внимание, ведь временное восприятие для ребенка является за- труднительным. Данные умения помогают обрести способность определять вре- менное пространство событий, которое способствует развитию исторического мышления. Для успешного формирования у младших школьников хронологических умений на уроках окружающего мира, можно предложить приведенный ниже комплекс заданий. 1. Наглядно-образное определение времени является эффективным приемом конкретизации самих исторических событий, а также одновременно помогает запечатлеть в памяти обучающихся даты, связанные с ними. Вместе с этой целью можно порекомендовать ученикам лично проиллюстрировать историческое яв- ление на специальной хронологической карточке: на ее лицевой стороне будет крупно выведена дата, а на оборотной стороне карточки – рисунок события [1]. 2. Для правильного формирования представлений о времени как пути дви- жения исторических событий и о датах как моментах исторического развития помогают хронологические комплексы – ряды логически связанных между со- бой фактов и дат [1]. 2.1. Хронологические задачи. Хронологические задачи делятся на стандартные и нестандартные задачи. Стандартные задачи решаются с помощью линии (ленты) времени [1]. Нестандартные задачи основаны на соотнесении различных систем лето- исчисления, которые существовали в древности и Средневековье [1]. 2.2. Хронологические примеры. Примером такого вида заданий может служить создание даты с детьми из ряда пословиц. Учащимся предлагается ряд пословиц, где пропущены слова- числа. Требуется записать получившиеся числа по порядку, потом учащиеся определяют по получившейся дате, какое событие произошло в эту дату, к ка- кому веку относится [1]. 2.3. Хронологические уравнения. Хронологические уравнения имеют межпредметную связь с математикой и помогают учащимся не просто воспроизвести в памяти даты исторических событий, но и сопоставить их меж собою [1]. Эти уравнения представляют со- бой две даты, которые необходимо сравнить между собой. Учащиеся выполня- ют задание, после чего, учитель предлагает определить, какое событие было до, а какое после, что было раньше, а что позже.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=