Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

230 исправить сложившуюся ситуацию. Таким образом, эти реакции можно описать как экстрапунитивные. Также стоит отметить, что высокая экстрапунитивность в тесте часто связана с неадекватной повышенной требовательностью к окру- жению и недостаточной самокритичностью. Увеличение показателей экстрапу- нитивности наблюдается у опрашиваемых после стрессорного воздействия. Заметим, что ни одна из классификаций не является полностью определя- ющей поведение индивида, и различные пересечения между ними возможны, так как каждый из субъектов в различных ситуациях и обстоятельствах спосо- бен действовать по-разному, в соответствии с различными типами реакций, а также из-за того, что профиль фрустрационных реакций каждого человека индивидуален. По итогам проведенного тестирования можно сделать вывод, что боль- шинство опрашиваемых (73 %) чаще всего в критических ситуациях придержи- ваются реакций интропунитивного типа. Меньшинство (9 %) действует в соот- ветствии импунитивному типу, а 18 % опрашиваемых – экстрапунитивному (Рис. 1). Можно сказать, что в большинстве студенты первого курса склонны брать на себя ответственность в сложившихся ситуациях, и только малая часть опрашиваемых не желают вникнуть в критическую ситуацию и обвиняют свое- го оппонента. Рис. 1. Типы реакций на критическую ситуацию студентов I курса Таким образом, знания типов фрустрационных реакций могут помочь нам понять, каким образом субъект может действовать в той или иной ситуации. Также очень важно понимать, что при преобладании фрустрационных реакций экстрапунитивного типа у человека, проявляющего агрессию, могут возникнуть проблемы в ситуации, которая, вполне вероятно, несла в себе намного меньше зла. При преобладании реакций интропунитивного типа у человека может по- низиться самооценка и степень самоуважения, так как чаще всего он будет брать ответственность на себя, иногда даже в ситуациях когда он не виноват.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=