Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
229 нальному состоянию человека в той или иной фрустрационной ситуации, по сте- пени реагирования человека на жизненные трудности. Еще одним важным поня- тием, использующимся при изучении фрустрации, является фрустрационная толе- рантность – устойчивость к фрустраторам. В ее основе лежит способность чело- века адекватно оценить фрустрационную ситуацию и найти из нее выход. Для более глубокого изучения такого явления как фрустрация мы провели исследование среди студентов первого курса с помощью фрустрационного те- ста Розенцвейга, результаты которого помогут нам лучше понять реакции на различные фрустраторы, направления этих реакций, а также выявить, как люди справляются с различными критическими ситуациями. Цель фрустрационного теста Розенцвейга заключается в выявлении типа обиды, агрессии, а также направленности агрессии (на себя или на других лю- дей). Для этого испытуемому предлагается посмотреть на каждый из 24 рисун- ков и дать свой "ответ” ситуации, происходящей на той или иной картинке. После прохождения теста можно выявить различные типы реакций, обо- значающие отношение человека к критическим ситуациям. Так, например, по направлению реакций можно выявить экстрапунитивные (при которых реакция человека направлена на окружение и внешняя причина фрустрации осуждает- ся), интропунитивные (реакция направляется на человека с его принятием ви- ны) и импунитивные (при которой ситуация кажется незначительной, а обвине- ние кого бы то ни было отсутствует). В исследовании приняли участие 11 человек. Большинство опрашиваемых (8 человек) в критической ситуации надеются на благополучное разрешение проблем со временем. Для этих же опрашиваемых характерны уступчивость и конформность – изменение поведения человека в каких-либо ситуациях под влиянием других субъектов или действий. Таким образом, самым распростра- ненным типом реакции на критическую ситуацию является интропунитивный, так как опрашиваемые, в превалирующем большинстве, готовы взять на себя ответственность в критической ситуации, а также – идут на уступки, желая ис- править ситуацию. Также для большинства испытуемых критические ситуации являются важными и затрагивающими их моментами, и поэтому они готовы пойти на уступки, чтобы критическая ситуация завершилась как можно скорее. Стоит отметить, что повышенный показатель интропунитивности часто являет- ся указателем чрезмерной самокритичности и неуверенности в себе, а также сниженного уровня самоуважения. При преобладании реакций импунитивного направления наблюдается желание уладить сложившуюся ситуацию как можно скорее, "замять” конфликт. Наименьшее количество опрашиваемых (1 человек) не обвиняло ни себя, ни окружающих при возникновении критической ситуа- ции, надеясь на благополучное разрешение проблемы со временем. Наименее распространенным типом реакции по ее направлению является тип импунитив- ных реакций, при которых конфликт часто может быть разрешен не в пользу субъекта и даже навредить ему из-за его нежелания разобраться в сложившейся ситуации. Двое респондентов в критических ситуациях склонны активно отри- цать свою вину и проявлять враждебность к субъекту. Субъекты в наименьшей степени готовы признать свою ответственность, а также требуют другое лицо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=