Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

228 рым субъекты конфликта могут выйти из конфликтной ситуации, стратегии по- ведения в конфликтной ситуации (программы и планы действия, направленные на реализацию поставленной цели в конфликте.) Выделяют 5 разновидностей стратегий:  Конкуренция (”Акула”). Субъект жестко контролирует действия про- тивника и его источники информации, постоянно и преднамеренно давит на противника всеми доступными средствами; обманывает, идет на хитрость при достижении цели.  Уклонение (”Черепаха”). Субъект не вступает в диалог, стесняется, медлит в принятии решений и отрицает серьезность конфликта.  Компромисс (”Лиса”). Субъект обманывает, льстит, ориентирован на равенство в итогах разрешения конфликта.  Улаживание (”Плюшевый мишка”). Субъект демонстрирует нежелание выиграть в конфликте, соглашается с требованиями противника, надеясь, что конфликт быстро закончится.  Сотрудничество (”Сова”). Субъект собирает информацию о конфликте, ведет подсчет своих ресурсов и ресурсов противника для выработки альтерна- тивных предложений и открыто обсуждает конфликт. В зависимости от стратегии поведения в конфликтной ситуации результат конфликта может быть различным. Так, например, при стратегии улаживания конфликт часто остается неразрешенным из-за нежелания затрагивать главные вопросы конфликта. Конфликтные ситуации помогают человеку научиться вести себя в различ- ных условиях, помогают разобраться в себе и выявить свои сильные и слабые сто- роны, которые потом могут быть использованы при достижении какой-либо цели. Кризис – это критический и поворотный момент жизненного пути. Он воз- никает в тех случаях, когда перед человеком возникает проблема, разрешение которой может повлиять на его потребности, а пути разрешения часто не явля- ются явными и разрешимыми в короткий промежуток времени. Существует два рода кризисных ситуаций: кризис первого рода и кризис второго рода. При кри- зисе первого рода человек попадает в ситуацию, испытание, выйти из которого возможно, сохранив свой замысел и цели. При кризисе второго типа реализация жизненного замысла не представляется возможной. Происходит перерождение личности с дальнейшим появлением нового замысла жизни, ценностей и жиз- ненной стратегии. И заключительным типом критической ситуации является фрустрация. Со- гласно психологическому словарю, фрустрация (от латинского frustratio – об- ман, расстройство, разрушение планов) – это психическое состояние, выража- ющееся в переживаниях и особенностях поведения, вызываемых объективно или субъективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути до- стижения цели. В фрустрации различают фрустратор (причину), фрустрацион- ную ситуацию и фрустрационную реакцию. Фрустрация сопровождается в ос- новном отрицательными эмоциями (гневом, чувством вины, агрессией и так далее). Фрустрации различаются по интенсивности фрустратора, по функцио-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=