Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

227 М. В. Томилина, Е. А. Черменинова Факультет иностранных языков, I курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. В. Романова РЕАКЦИЯ ЧЕЛОВЕКА НА КРИТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ Мы живем в мире, где каждый день вынуждены делать выбор. Как посту- пить в той или иной ситуации? Что повлечет за собой наш поступок или ответ? С усложнением социальных отношений появилось множество различных ситу- аций, в которых человеку приходится сталкиваться с действиями, делающие невозможным осуществление каких-либо желаний, ожиданий и так далее. Та- кие ситуации называются критическими. По мнению Ф. Е. Василюка, критическая ситуация – это ситуация невоз- можности, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внут- ренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей): стресс, фрустрация, конфликт и кризис [1]. Тип критической ситуации определяется ха- рактером состояния "невозможности”, в которой оказался субъект деятельности. Термин “стресс” был впервые введен в психологию У. Б. Кэнноном в 1932 го- ду и внесен в его теорию об универсальной реакции выживания “бороться или бежать”, а затем, уже в 1936 году, использован при описании адаптивного син- дрома канадским физиологом Г. Селье. Стресс – это неспецифический ответ организма на любой раздражающий фактор. К ситуациям, вызывающим стресс, так называемым стрессорам, относятся изменения погоды и климатических условий, социальные условия, в которых находится человек, процессы, проис- ходящие в его психике, и многое другое. Также стоит принимать во внимание тот факт, что ситуации, которые вызывают стресс, могут быть как отрицатель- ными, так и положительными. Иначе говоря, стресс – это реакция человека на что-либо, вызывающее у него эмоции или переживания. Уровень стресса, со- гласно мнению Г. Селье, не может быть равен нулю. Иначе, если такое случит- ся, приведет это только к смерти субъекта. Г. Селье выделил три стадии стрес- са: 1) тревоги, 2) резистенции, 3) истощения. Конфликты являются неотъемлемой частью нашей жизни, преследующей нас повсеместно. В психологии конфликт — это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпи- зода в сознании, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями [2]. Основу конфликта составляет столкновение различных, противопоставленных друг другу интересов, мнений, целей, а также способов их достижения. Конфликт развивается в социальной среде, микросреде и макросреде. Микросреда кон- фликта составляет совокупность условий взаимодействия людей, непосред- ственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Чаще всего это происходит в малой социальной группе. Макросреда конфликта включает в себя условия, влияющие на развитие конфликтов между большими социаль- ными группами. Существуют различные “модели поведения”, благодаря кото-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=