Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
221 С. В. Ткачук Факультет русской филологии и документоведения, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – В. И. Абрамова ЛИТЕРАТУРНЫЕ АЛЛЮЗИИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ РЭПЕ Под аллюзией понимается ссылка на известные произведения, события, людей или персонажей. Термин аллюзия произошел от латинского «alludere» (смеяться, намекать), появился в середине XVI века. Аллюзии могут носить се- рьезный или сатирический характер, быть явными или скрытыми. Они очень распространены в искусстве. Писатели, художники, режиссеры очень часто де- лают отсылки к работам коллег или к своим собственным. Аллюзии обогащают произведения, играют роль моста, который соединяет одно поколение с другим, помогая осмыслить знания о мире. Литературные аллюзии могут быть рассчи- таны на рядового читателя, отсылая его к фоновым знаниям, или же быть направленными на определенную аудиторию. Аллюзию нельзя считать плагиатом, так как автор текста не выдает ее за собственную, его роль лишь заключается в умении подобрать ее для своего тек- ста и правильно применить. Она не является цитатой, так как не берется в ка- вычки, иногда аллюзия не заметна для неискушенного читателя, так как писа- тель вплетает ее в свой текст очень умело. Огромное количество аллюзий на классические произведения мировой ли- тературы присутствует в текстах у русских рэперов. Следует отметить, что рэп уже становился объектом научных исследова- ний. В 2007 году в Волгограде была защищена диссертация на тему «Лингво- культурные характеристики афроамериканского рэп-дискурса» (автор – А. В. Богданов). В 2012 году на русский язык была переведена книга Дэвида Тупа «Рэп Атака. От африканского рэпа до глобального хип-хопа», считающая- ся классическим исследованием по истории рэп-музыки. Особенности русского рэпа становились предметом изучения в диссерта- ции Т. П. Кожелупенко «Слэнг как средство субкультурного кодирования в со- временных американских и русских рэп текстах» (защищена в 2009 году), в мо- нографии Т. В. Шмелевой «Русский рэп как пространство языкового креатива», в книге А. Ю. Коробова-Латынцева «Русский рэп: философские очерки», стать- ях Е. В. Фроловой («Функционирование топосов в российской политизирован- ной рэп-культуре»), Н. А. Корневой («Тексты русского рэпа в аспекте языковой игры (на материале творчества Оксимирона)»), Р. С. Гараевой и Г. Р. Ганиевой («Англо-американизмы в русскоязычной рэп-лирике»), А. А. Климушевой («Русский рэп как поэтическая система») и др. Использование аллюзий в русских рэп-текстах – еще одна интересная тема для исследования. Русские рэперы в своих треках упоминают писателей, произ- ведения, персонажей и узнаваемые художественные детали. Исполнители не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=