Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
219 христианства: «Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред ли- цем Моим», «Не делай себе никакого кумира…» [2, Исход, гл. 20] Хотя, воз- можно, это и являет собой романтическую квинтэссенцию того, о чем мечтает каждая женщина: «о такой любви – единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной» [4, c. 256]. Непросто согласиться и с тем, чем, по Куприну, становится самоубийство главного героя. В повести это – шаг в вечность, жертвенность; акт, преобразу- ющий действительность, творящий ее заново. В самом образе Желткова Куприн заложил элементы христианского мученичества: «Да, я предвижу страдание, кровь и смерть» [4, c. 271]. Но смирение верующего перед неиз- бежностью смерти и добровольный отказ от жизни – это поступки, являющиеся противоположными в христианском мировоззрении. Самоубийство – тягчай- ший грех, не оправдываемый ничем. Но согласно взглядам космистов, например П. Л. Флоренского: "Вся при- рода одушевлена, вся жива – в целом и частностях, все связано тайными узами между собой, все дышит вместе друг с другом, всюду изнутри действует сим- патическое сродство. Энергия вещей втекает в другие вещи, каждая живет во всех и все – в каждом" [8]. Приходит на память другой персонаж А. И. Куприна, тоже самоубийца, – студент из рассказа «Река жизни», написавший в своем предсмертном посла- нии: «Ах, я думаю, что ничто в мире не пропадает ...Все наши дела, слова и мысли – это ручейки, тонкие подземные ключи. …они встречаются, слива- ются в родник, просачиваются наверх, стекаются в речки – и вот уже мчатся бешено и широко в неодолимой Реке жизни. …Все она смоет рано или поздно, снесет все твердыни, оковавшие свободу духа» [5]. В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что, несмотря на завуа- лированность под христианские образы, идеи русского космизма, художе- ственно осмысленные Куприным в повести «Гранатовый браслет», – анти- христианское явление. Взгляды на космос и человека, их онтологические причины и взаимодействия в философии русского космизма далеки от право- славного учения. Литература 1. Бухаркин, П. Е. Православная Церковь и светская литература в Новое время: основные аспекты проблемы / П. Е. Бухаркин // Христианство и русская литература. – СПб.: Наука, 1996. – № 2. – С. 32–60. 2. Библия. – Минск: Белорусский Дом печати, 1992. 3. Котельников, В. А. Православие в творчестве русских писателей XIX в.: Дис. … д-ра филол. наук / В. А. Котельников. – СПб., 1994. 4. Куприн, А. И. Поединок. Гранатовый браслет / А. И. Куприн. – Элиста: Калмыцкое кн. изд-во, 1978. 5. Куприн, А. И. Река жизни [Электронный ресурс] / А. И. Куприн. – URL: http://lib.ru/LITRA/KUPRIN/liferivr.txt (дата обращения: 03.02.2020).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=