Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
216 О. Г. Терешина Факультет русской филологии и документоведения, магистрант I курса (заочная форма обучения) Научный руководитель – Е. Л. Райхлина РЕЛИГИОЗНЫЕ МОТИВЫ В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ» История отечественной литературы всегда находилась в тесной связи с ре- лигией, так как христианство, а именно, православие, является источником тех духовных ценностей, которые транслирует русская литература. Ее неизменно отличают поучительность, поиск смысла жизни, наставническая позиция писа- телей и поэтов. Поэтому, на наш взгляд, отечественные художественные произведения мо- гут быть достоверно прочитаны только в контексте православной культуры. Несомненно, сознание русского человека тесно связано с православием, которое отражено во многих национальных обычаях, традициях. Русские писа- тели в произведениях довольно часто обращаются к христианским идеям и об- разам, но, важно отметить, что это не обязательно свидетельствует о воцерк- вленности писателя или о его вере. Мы согласны с выводом П. Е. Бухаркина, к которому он пришел в своем исследовании «Православная Церковь и светская литература в новое время: основные аспекты проблемы» [1]: надо разграничи- вать такие проблемы как «литература и церковь» и «литература и хрис- тианство». Иначе возможно неверное толкование произведения. Так, например, обилие христианской символики в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» свидетельствует вовсе не о религиозности автора, а, наоборот, при детальном рассмотрении подводит нас к мысли об атеистиче- ских воззрениях писателя, связанных с философией русского космизма, что бы- ло характерным для доэмигрантского периода его творчества. Так, космизм, основываясь на сочетании научных и религиозных идей, ставил своей задачей преобразовательное воздействие на природу, чтобы в ито- ге человек смог преодолеть главный ограничитель природы – смерть. По мысли Федорова, идеолога космизма, эволюционное предназначение человека заклю- чается в том, чтобы ему самому стать инициатором дальнейшего развития эво- люции, внести порядок в беспорядок, гармонию в слепой хаос [7, с. 25]. Картиной природного хаоса открывается повесть «Гранатовый браслет»: «вдруг наступили отвратительные погоды», «по целым суткам тяжело лежал над землею и морем густой туман», «с утра до утра шел не переставая мел- кий, как водяная пыль, дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь», «задувал с северо-запада, со стороны степи свире- пый ураган» [4, с. 225]. Образ природы воплощен Куприным как враждебная человеку стихия, не- контролируемая и непредсказуемая; она несет гибель: «Несколько рыбачьих баркасов заблудилось в море, а два и совсем не вернулись: только спустя неде- лю повыбрасывало трупы рыбаков в разных местах берега» [4, с. 225]. Смерть
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=