Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

214 борностью –, «будто все родные», когда все не имеют разницы в возрасте, поле и социальном положении. Потому что все преодолевается во имя единой цели – приобщение к Богу. Сюжет представляет собой линию дорожных эпизодов. На пути странни- ков встречаются разные люди с совершенно непохожей судьбой, но их объеди- няет одна цель – поход к Пречистому; кто-то хочет замолить свои грехи, кто-то вымолить здоровье, у каждого свое желание. Для маленького Вани большое счастье стать на некоторое время богомольцем – паломником. Все кажется ему особенным и радостным. Ваня верит, что каждый человек хороший, пусть и со- вершает плохие деяния. В этом и заключается его детскость, наивность, довер- чивость людям и миру. Паломники делают пять остановок. Первая – трактир «Отрадное». Вторая – у Соломяткина. Третья – Хотьков. Четвертая остановка у диакона на даче «Спа- са – в – Наливках». И последняя остановка у Аксенова – игрушечника. При встрече с отцом Ваня восторженно рассказывает «про райский сад, про серень- ких лошадок, про игрушечника Аксенова…» [Шмелев, 2018: 152], но отец и верит, и нет и называет его болтушкой. Пусть субъективно, но читатель проходит путь вместе с богомольцами, видя все глазами мальчика Вани. Автор детализирует подробности внутренних переживаний ребенка. Изначально в повести показывается насколько велико желание Вани познать путь паломника, потом подробно освещается восприятие всего виденного в пути. Мальчик Ваня воспитывается в весьма религиозной обеспеченной семье, где царит любовь и доброжелательное отношение домашних друг к другу. Все помогают, вместе трудятся, готовятся к праздникам, вместе идут на богомолье, вместе трудятся для Предчистого. Труд для Вани – не тяжелое послушание, а радость, что он, маленький мальчик, может помочь взрослым. Они живут по уставу, который негласно заведен отцом. А отец – хранитель в доме. В повести присутствует концепт розового и золотого цвета. Эти цвета сим- волизируют чистоту, детскость, счастье, духовную простоту и красоту. «Розо- вый шест скворешника начинает краснеть и золотиться, и над ним уже заго- релся прутик. А вот и сараи золотятся.» [Шмелев, 2018: 36]. «… и строго машет, когда я хочу сказать, что наш самовар стал розовый. И передняя розо- вая стала, совсем другая! <…> Почему розовый пар над самоваром, и ска- терть, и обои?... <…> Вот отчего такое… За окном – можно достать рукой – розовая кирпичная стена, и а ней полоса от солнца: оттого-то и свет в пе- редней» [Шмелев, 2018: 37]. Сидевший рядом отец будто бы не замечает всего этого, но от детского глаза не ускользнет ни одна деталь. Отчего же все стало розово – золотым, а ответ очевиден, сам мальчик познает простое объяснение – заря окрасила их комнату. Повесть написана от лица уже взрослого автора, но через призму восприя- тия маленького мальчика, действительность передана через рефлексию ребенка. И. С. Шмелев создает мир прочувствованный и прожитый ребенком. Поэтому в произведении много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: фунтика, самоварчик, копеечки, золотцем, горшочек, ложечку, животик, свя-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=