Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
213 Н. А. Тарасова Факультет русской филологии и документоведения, магистрант I курса (заочная форма обучения) Научный руководитель – Л. В. Захарова ОБРАЗ РЕБЕНКА-ПАЛОМНИКА В ПОВЕСТИ И. С. ШМЕЛЕВА «БОГОМОЛЬЕ» Повесть «Богомолье» является первым произведением автобиографическо- го цикла, была написана в 1931 году в Париже. И. С. Шмелев создает ее парал- лельно с «Летом Господнем». Обе повести имеют большой успех и восторженные отклики. Одобрительно отзывались о произведении И. А. Ильин, К. Бальмонт, митрополит Антоний (Храповицкий), И. А. Бунин, З. Н. Гиппиус. В «Богомолье» автор выражает родовую культуру, через что-то постоянное, родное, близкое каждому, то, что может возродить в людях состояние утраченно- го счастья. И во многом это было связанно не только с образами России и Право- славия, которые были созданы на страницах повести, но и с образом детства, его чистотой и наивной искренностью и любовью ко всему, что его окружает. Повествование ведется от лица мальчика Вани, которому посчастливилось побывать паломником в раннем возрасте. Эта произведение не только про па- ломничество маленького Вани, но и хождение плотника Горкина, старого куче- ра Антипа, Феди – бараночника, Домны Парферовны с внучкой Анютой. Одна- ко одним из главных героев остается Ваня. Двенадцать глав произведения раскрывают душу ребенка, его взгляд на мир. Содержание каждой главы – это некое открытие ребенком мира, своеобра- зие мира, укрепление в нем Веры, святости и духовности. Через игру дети по- знают мир и, может быть, это хождение к Богу и есть некая игра для мальчика, но только серьезная игра. По мере приближения к цели Ваня понимает всю необходимость и важность паломничества. Писатель пристально рассматривает и природу вместе с мальчиком. При- рода пробуждает в Ване самые заветные чувства, святость обретает черты. Ни- что не способно уйти от детского взора, даже обыкновенная речка кажется ему святой, а вместе с ней и все становится святым и возвышенным. «Мы стоим на лужку, речки. Вся она в колком блеске из серебра, и чудится мне: на струйках – играют, сверкают крестики… Речка кажется мне святой. И все кругом свя- тое» [Шмелев, 2018: 67]. В повести Шмелев создает оппозицию религиозной идеи и земных забот, повседневными событиями и делами. Богомолец Горкин ссорится с Брехуно- вым, между пьяницами вспыхивает драка, перебранка и у паломников. И все заканчивается мирно, а Ваня думает: «Мы на святой дороге, и теперь мы дру- гие, богомольцы. И все мне кажется особенным. Небо – как на святых картин- ках, чудесного голубого цвета, такое радостное. Мягкая, пыльная дорога, с травкой по сторонам, не простая дорога, а святая: называется – Троицкая. И люди ласковые такие, все поминают Господа… Будто мы все родные» [Шмелев, 2018: 50]. Это одна из сторон национального идеала, именуемая со-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=