Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

198 разование. Николай II продолжает преобразования и открывает первый в Рос- сии женский политехнический институт в 1917 году [4]. В советский период времени профессиональное образование становится равным, всеобщим и, как известно, идеологизированным. 9 ноября 1917 года, буквально на следующий день после Октябрьского переворота, в советской России был создан Отдел профессионального образования, который объединил все профессиональные школы, независимо от их формы собственности (ведом- ственные, государственные и частные), содержания и методов обучения. В 1940 году образовалось фабрично-заводское обучение и железнодорожные и ремес- ленные училища для получения квалифицированных кадров для поддержания народного хозяйства в военное время. Ражова Н. А. пишет, что в «послевоенные годы повсеместно появляются фабрично-заводские школы, профессионально-технические училища, технику- мы, а также вузы нового образца, в которых приоритет в обучении отдается де- тям из рабоче-крестьянских слоев населения. Создается единая система профессиональной подготовки рабочих и специ- алистов, которая включает в себя начальные, средние и высшие профессио- нальные образовательные учреждения, а также различные курсы профессио- нальной подготовки. Кроме того, разрабатываются методика профессионального образования, исходя из чего, происходит группировка профессий. Поскольку многие учебные заведения прикреплены к определенным заводам и производ- ствам, где обучающиеся проходят производственную практику, можно говорить о зарождении таких тенденций профессионального образования, как связь тео- рии с практикой и с производительным трудом. Целью профессионального обра- зования в советский период являлось обеспечение развития способностей чело- века, необходимых для успешной трудовой деятельности в различных областях народного хозяйства, а также самоактуализация личности» [4]. В современной России профессиональное образование является важным звеном непрерывного образования специалиста. Формировавшийся веками профессиональный колледж в некоторых аспек- тах не просто сохранил опыт прошлых веков, но и преобразовал его для более успешного образовательного процесса. Основными принципами профессио- нальной педагогики в настоящее время являются гумананизация, демократиза- ция, доступность, посильность, наглядность и т. д. Среди достоинств професси- онального образования в XXI веке можно выделить доступность образования для выпускников 9 и 11 классов, эффективную реализацию потребности под- ростков в профессиональной ориентации и практической направленности обу- чения, овладение профессией в сравнительно небольшие сроки. Но не смотря на долгий путь становления профессионального образования и его преемствен- ность существует и недостатки системы: отсутствие баланса между потребно- стями рынка и подготовкой квалифицированных специалистов, в связи с чем выпускники образовательных учреждений зачастую не трудоустраиваются по полученной специальности; изношенность материально-технической базы, т. е. иногда не хватает не только необходимых пособий для обучения, но и мульти- медийной техники для реализации принципа наглядности [3].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=