Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

197 нальное образование стало более упорядоченным и имело четкую цель – подго- товить кадров по военным, строительным, инженерным и иным специально- стям, так как на наиболее важных должностях находились иностранцы, что не являлось гарантом безопасности и благополучия России. Так, в 1701 году осно- вана Школа математических и навигацких наук. Здесь обучали будущих капи- танов, кораблестроителей, геодезистов, чиновников, а также преподавателей для иных школ. В 1715 году открылась Академия морской гвардии, где обуча- лись будущие специалисты в навигации, артиллерии, картографии. Также при Петре I появились предпосылки для формирования непрерыв- ного профессионального образования, примером может послужить Морская академия, где выпускники получали звание гардемарина, которое являлось пе- реходным к унтер-офицерскому чину мичмана и далее могли продолжить свой путь в обучении на флоте [4]. Отрицательными сторонами данной эпохи стало прохождение обучения лишь дворянскими детьми, что не способствовало развитию одаренных детей из крестьянской среды. Еще одной проблемой данного периода является отсут- ствие материально-технической базы, т.е. не было необходимой учебной литературы и иных материальных средств. Последователи Петра также продолжили линию развитию профессиональ- ного образования. Хочется отметить наиболее яркий вклад Елизаветы Петров- ны и Екатерины II в данное направление. Во время правления первой императрицы был основан Московский уни- верситет в 1755 г., возглавляемый М. В. Ломоносовым и П. И. Шуваловым. В XVIII столетии в составе университета были три факультета: факультет фи- лософии, факультет медицины и факультет права. Отличием Московского университета от классического европейского было отсутствие четвертого — богословского, ибо было решено, что в России это де- ло Священного Синода, а не государственного учреждения. Как уже упоминалось, свою лепту в улучшение и преобразование профес- сионального колледжа внесла и Екатерина II, а именно: в 1722 году учредила первое коммерческое училище для купеческих детей, а в 1779 первую теат- ральную школу, которая способствовала бы развитию творческих способностей обучающихся и расширению возможностей российских театров. Кроме того, императрица сделала первый шаг на пути к внедрению профессионального женского образования, основав в 1764 году Смольный институт благородных де- виц – для девушек дворянского сословия, а также в 1765 году Мещанское учи- лище для воспитанниц остальных сословий, помимо крепостных. Барышень обу- чали словесности, истории, танцам и т. д. Главное направление воспитания – нравственное, ведь девушка считалась прежде всего будущей женой и матерью. Далее при Николае I и Александре II также получило развитие высшее женское педагогическое образование, создаются новые Университетские уста- вы (1835 г. и 1863 г. соответственно), кроме того, при Александре II открыва- ются негосударственные высшие женские учебные заведения с университет- скими программами – так называемые «Высшие женские курсы» (1869 год), – что открывает возможность женщинам получать не только педагогическое об-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=