Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

191 ССР: родитель – ребенок – сверстник. Центральное новообразование – лич- ностное и профессиональное самоопределение. Ведущая деятельность – учебно- профессиональная. Выход из ранней юности происходит через кризис 17 лет. В основном кризис 17 лет связан с вступлением ребенка во взрослую жизнь, с сменой ведущего вида деятельности и ближайшего окружения. Однако, периодизация Д. Б. Эльконина не лишена и некоторых недостат- ков. Основным недостатком этой периодизации является невозможность объяснить переходы из одной стадии/эпохи психического развития к другой. Д. Б. Эльконин уделил огромное внимание именно психическому развитию ре- бенка, но, чтобы понять его и рассмотреть, как единый процесс нужно учесть и особенности психики, и особенности интеллектуального развития. И даже в этой ситуации нельзя будет применить это на каждого ребенка, поскольку: – во-первых, ребенка нужно рассматривать как индивидуальный объект, живущий на определенной территории в определенных социальных условиях; – во-вторых, приспособление ребенка к «миру предметов» и «миру людей» являются взаимосвязанными между собой, а не глубоко различными, как пред- ставлено в данной периодизации. Таким образом, Д. Б. Эльконин представил общую картину развития ре- бенка от рождения до 17 лет, опираясь на труды Л. С. Выготского, он рассмат- ривал каждый период развития с позиции: социальной ситуации развития, ве- дущей деятельности, центрального новообразования и кризиса развития. В его периодизации можно усмотреть противоречивое единство между мотивоцион- но-потребностной и интеллектуально-познавательной стороной развития лич- ности на протяжении каждой эпохи развития. Литература 1. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в дет- ском возрасте / Д. Б. Эльконин // Вопр. психологии. – 1971. – № 4. – С. 32–39.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=