Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
190 ние взрослого человека: улыбка, двигательная реакция и т. д. К 6 месяцам эта деятельность общения развивается, ребенок узнает маму. В этот период разви- тия важно, чтобы взрослые развивали руки ребенка, давали ему игрушку, помо- гали ему общаться через предмет, потому что на данном этапе развития ребе- нок максимально нуждается в этом. Постоянное взаимодействие матери с ребенком приводит к возникновению со- циальной ситуации развития (ССР) – «мы», когда мать ребенка связывает любые со- бытия с ребенком и вместо «я» и «ты» постоянно звучит местоимение «мы». С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка, знаменуемая кризисом 1 года. Внешние проявления – ребенок становится беспокойным, наблюдаются проявления самостоятельности. Главное приобретение данного периода – свое- образная детская речь, названная Л. С. Выготским автономной. – Раннее детство (1–3 года) Ведущим видом деятельности является предметно-манипулятивная. Основным новообразование выступает – «Я – сам». Ребенок становится более самостоятельным, потому что речь носит уже ситуативный характер, он овладевает самостоятельным перемещением в пространстве. В этот период раз- вития предметы служат способом налаживания межличностных отношений. Эпоха детства включает в себя: – Дошкольное детство (3–7 лет) ССР: ребенок – игрушка – взрослый; поведение взрослого выступает об- разцом, которое моделируется ребенком в совместной со сверстником деятель- ности, формирование личности происходит на основе подражания взрослым. Ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Центральное новообразование: произвольность поведения, формирование внутреннего мира, соподчинение мотивов. На данном этапе развития проверя- ется готовность ребенка к школе с помощью диагностического инструмента- рия. Завершается возраст кризисом 7 лет. Кризису 7 лет соответствует произ- вольность, опосредованность в поведении, осознание себя в новой социальной роли, осознание собственных переживаний. – Младшее школьное детство (7–10 лет) ССР: ребенок – учитель. Центральное новообразование: произвольность всех психических процессов кроме интеллекта. Ведущая деятельность: учебная. Эпоха подростничества включает в себя: – Младшее подростничество (10–15 лет) ССР: ребенок – сверстник. Основным новообразованием в данном периоде является «чувство взрослости». Ведущая деятельность – интимно-личностное общение. Главным достижением этого периода является переход к словесно- логическому мышлению. Субъективная взрослость, или «чувство взрослости», характеризуется по- явлением у подростка отношения к себе не как к маленькому, а как к взросло- му. Ребенок показывает свою взрослость через уважение, доверие, признание самостоятельности, в желании оградить часть своей жизни от взрослых. – Старшее подростничество (15–17 лет)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=