Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

19 произведение содержало также и аллюзии на события Гражданской войны. Со- вокупность этих причин повлекла то, что на писателя обрушивался шквал кри- тики с разных направлений, как от государства, так и от литературоведов, которые в один голос твердили, что подобное «творчество» недопустимо в стране строящегося социализма. Точки зрения авторов антиутопий различались. К примеру, Олдос Хаксли и Джордж Оруэлл имели диаметрально противоположные взгляды. Так, критик Нил Постмэн писал следующее: «Оруэлл боялся, что запретят книги. Хаксли бо- ялся того, что причины запрещать книги не будет, поскольку никто не захочет их читать. Оруэлл боялся, что нас лишат информации. Хаксли боялся, что нам будет дано столь многое, что мы опустимся до пассивности и эгоизма. Оруэлл боялся, что правда будет скрыта от нас. Хаксли боялся, что правда утонет в море бесполезной информации. Оруэлл боялся, что мы станем культурой пленников. Хаксли боялся, что мы станем тривиальной культурой, озабоченной своими «ощущалками», пей-гуляй и центробежной лаптой. Если вкратце, Оруэлл боялся, что нас погубит то, что мы ненавидим. Хаксли боялся, что нас погубит то, что мы любим» [2, с. 113]. Наиболее знаковыми произведениями того времени стали «О дивный новый мир» ( Brave New World, 1932 ) Олдоса Хаксли, «1984» Джорджа Оруэлла, «Мы» ( 1924 ) Евгения Замятина, а также «У нас это невозможно» ( It Can’t Happen Here, 1935 ) Синклера Льюиса. После Второй Мировой войны начинается новый виток романов-антиуто- пий, на волне пережитого миром ужаса. В этот период выходит культовое и одно из самых знаковых произведений в жанре антиутопии – «451 по Фарен- гейту» ( 451 Fahrenheit, 1953 ) Рэя Брэдбери, автор которого представляет перед читателями возможный вариант развития будущего, в котором книги будут сжи- гать, чтобы люди не могли получать никакую информацию, неугодную прави- тельству. Также, в период 1950–1960 гг. вышли в свет такие романы-антиутопии, как «Заводной апельсин» ( A Clockwork Orange, 1962 ) Энтони Берджесса, «Механи- ческое пианино» ( Mechanical Piano, 1952 ) Курта Воннегута, «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» ( Make room! Make room!, 1966 ) Гарри Гаррисона и «Мечтают ли андроиды об электроовцах» ( Do Androids Dream of Electric Sheep?, 1968 ) Фи- липа К. Дика. Вышеуказанные произведения являются классическими образцами жанра антиутопии в истории мировой литературы. Наибольшее развитие данный жанр получил именно в XX веке, когда и был официально выделен исследователями. Принадлежность наиболее активного этапа развития антиутопии к данному пе- риоду мировой истории связано с тем, что в это время общество в целом претер- певало кардинальные изменения, происходившие в краткие сроки. Неподготов- ленность государств и их граждан к подобным радикальным и скорым переме- нам сказалась на настроениях среди масс, а в частности, и среди писателей, что и повлекло за собой активное становление жанра антиутопии.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=