Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

18 ( Leviathan or The Matter, Forme and Power of a Common Wealth Ecclesiasticall and Civil, 1651 ) английского философа Томаса Гоббса. В данном произведении автор использует мифическое чудовище Левиафана как средство демонстрации устра- шающей и гигантской власти государства, которое и предстает в данном образе. Показательным является то, что данная книга была запрещена в Англии. И это наглядно демонстрирует то, что государство узнало себя в образах, созданных Гоббсом, следовательно, автор был прав в своих представлениях об антиутопиче- ском государстве. Тем не менее, часть исследователей считают, что первой антиутопией явля- ется роман на латинском языке «Мир иной и тот же самый» ( Mundus alter et idem, 1605 ), написанный Джосефом Холлом и изданный анонимно в 1605 году. Не- смотря на то, что данное произведение написано в форме классической утопии, оно имеет остросатирическую форму, выражая язвительную критику автором со- временной Англии. Также, неоднозначной является четвертая часть «Путешествий Гулливера» ( Gulliver's Travels, 1726 ) Джонатана Свифта, которую одновременно считают как утопией, так и антиутопией. Джордж Оруэлл, автор антиутопического романа «1984», очень резко характеризовал страну разумных лошадей из данной части «Гулливера» как систему политического и морального рабства. В дальнейшем, еще одним из значимых произведений в данном жанре явля- ется антиутопический памфлет «Поездка на остров равенства» (1792), вызван- ный к жизни Великой французской революцией. Сутью данного произведения являлось то, что жители вымышленной страны Улага раз в год собирались, скла- дывая свое имущество в общий склад, а затем все они сражались между собой для того, чтобы получить наибольшую долю. Как ярко выделенный литературный жанр, антиутопия начала свое фор- мирование в 20-е годы XX века, с появлением романа «Мы» Евгения Замятина в 1921 году, ознаменовав собой окончательное становление антиутопических произведений как самостоятельного жанра в литературе. Такой статус присва- ивается данному роману по причине того, что, за редким исключением в виде Герберта Уэллса и Джека Лондона, подобные книги заканчивались утопиче- ски, однако «Мы» привнес в жанр тревожные и открытые финалы, а также многие приемы и темы, которые, в дальнейшем, стали доминирующими в ро- манах-антиутопиях. Действие романа «Мы» Е. Замятина разворачивается в запредельно механи- зированном обществе, где каждый его элемент является не более, чем винтиком – «нумером». Автор книги описывает далекое будущее, приблизительно трид- цать второй век, когда, по его мнению, наступит время жесткого тоталитар- ного контроля над личностью, когда имена и фамилии людей будут заменены порядковыми номерами, присваиваемыми каждому человеку, будто бы он был не живым существом, а механизмом или машиной. Характерным является и тот факт, что советские критики на время написания романа отказались его публиковать в связи с тем, что увидели в нем злую и острую карикатуру на социалистическое, коммунистическое общество будущего. Вдобавок к этому,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=