Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

177 Предмет: профессионально значимые личностные качества игроков жен- ской баскетбольной команды ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Задачи: 1) провести анализ литературы по теме исследования; 2) дать ха- рактеристику профессионально значимых личностных качеств студенток педа- гогического вуза; 3) изучить возрастные особенности развития девушек 17–24 лет, 4) определить педагогические условия, способствующие формированию и раз- витию профессионально значимых личностных качеств студенток, занимаю- щихся баскетболом в спортивном клубе ТГПУ им. Л. Н. Толстого, проверить эффективность их реализации. В соответствии с целью и учетом специфики задач исследования нами ис- пользованы следующие методы научного познания: теоретический анализ и обобщение специальной литературы по теме исследования, педагогический эксперимент, методы математической статистики. На основе анализа специальной литературы нами были выбраны основные направления деятельности для решения задач исследования. В процессе подго- товки команды баскетболисток были созданы условия для всестороннего разви- тия девушек с учетом особенностей их возрастного развития и формирования профессионально значимых личностных качеств будущих учителей. Бесспорно, что профессионализм учителя во многом определяется его компетентностью в предметной области знаний. Не менее важно в процессе подготовки учителя уделять внимание вопросам становления его личности, воспитанию профессионально-педагогической направленности мышления, овладению общепедагогическими знаниями и умениями в области детской пси- хологии и физиологии. Понимание содержания учебного предмета учащимися осуществляется только через личность и деятельность учителя. В этом процессе проявляется педагогическое мастерство, основанное на развитии педагогиче- ских способностей, профессиональных знаний и профессионально значимых личностных качеств [2, с.116–120]. К профессионально значимым личностным качествам педагога относят: деловые, рефлексивные, коммуникативные, эмпатийные качества, идейно- нравственные. Формирование профессионально значимых личностных качеств педагога связано с развитием общепедагогических способностей: организатор- ских, дидактических, перцептивных, коммуникативных, суггестивных, иссле- довательских, научно-познавательных [1, с. 119–120]. В ходе нашего исследования наиболее доступными для изучения, форми- рования и оценивания выбраны следующие качества и способности студенток: педагогический такт, организаторские и коммуникативные способности. Учитывая, что учебно-тренировочный и воспитательный процессы взаимо- связаны, целесообразно рассматривать динамику развития личностных качеств во взаимосвязи с динамикой спортивной подготовленности. Условия педагогического эксперимента создавались в ходе учебно- тренировочного процесса студенческой женской баскетбольной команды в те- чение 2019–2020 учебного года. Под наблюдением находилось 14 игроков ко- манды, являющихся студентками факультетов физической культуры (11), ино- странного языка (1), психологии (1) и естественных наук (1).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=