Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

173 На основании этих работ и сравнительного анализа УМК «Школа России» и «Перспектива» нами были выделены группы заданий, формирующих данное умение. В их основе лежит поэтапный механизм формирования умения строить правильные умозаключения наиболее простых видов. Это задания на: – выделение составных частей и логических связок, входящих в рассужде- ние и проверку их истинности; – проведение рассуждений по определенным логическим правилам с об- ращением к практическому опыту; – проведение рассуждений по определенным логическим правилам без об- ращения к практическому опыту. Основываясь на теоретических положениях, а также в соответствии с целью и задачами исследования, нами был подобран диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности у учащихся 3 класса умения строить умозаключения, отобраны диагностические методики, определены соответству- ющие критерии и показатели. Мы воспользовались стандартизованными методи- ками Р. Амтхауэр, Э. Ф. Замбацявичене, А. Н. Рябинкиной, Л. А. Ясюковой. В подобранном диагностическом инструментарии мы выделили действие обобщения, дифференцирование существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий, выделение интервальных зависимостей, дей- ствие анализа (логический и количественный анализ схем). По результатам диагностического исследования у 6 школьников (24 % обуча- ющихся) наблюдался условно низкий уровень сформированности умения строить умозаключения, у 14 (56 %) – условно средний, и у 5 (20 %) – условно высокий. Нами были подобраны виды заданий, направленных на повышение уровня сформированности у младших школьников 3 класса умения строить умозаклю- чения по видам, представленным выше. Приведем примеры некоторых заданий. Пример 1. Задание на выбор определенного объекта. В данном задании учащимся предлагается устно рассказать, из каких частей и элементов состоит каждый «домик», сравнить, что общего и различного в каждой строчке и в каж- дом столбце, сделать логический вывод, построив несложные умозаключения из высказываний с логическими связками. Рис. 1. Иллюстрация к заданию на выбор объекта

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=