Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
172 А. М. Похлестова Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, V курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – А. Л. Рощеня ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ СТРОИТЬ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резерва- ми развития. С поступлениями ребенка в школу под влиянием обучения начи- нается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в формировании логических струк- тур мышления, в частности, умения строить умозаключения. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования особое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий (УУД). В начальной школе дети должны овладеть элемента- ми логических универсальных учебных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) в составе познавательного блока УУД, и на их ос- нове уметь строить простейшие дедуктивные умозаключения. Одной из важ- нейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельности мышления младших школьников. Исследования психологов П. Я. Гальперина [1], В. В. Давыдова [2], Д. Б. Эль- конина [3] и других позволили сделать вывод о том, что результативность про- цесса формирования мышления у детей младшего школьного возраста зависит от способа организации специальной развивающей работы – целенаправленной работы по обучению детей основным приемам мыслительных действий. Логическому блоку УУД посвящены работы методистов в области матема- тического образования младших школьников И. И. Аргинской, Н. Б. Истоми- ной, Л. Г. Петерсон, В. Н. Рудницкой, А. А. Столяра и других исследователей. Целью нашего исследования являлся подбор теоретически обоснованной сово- купности заданий к урокам математики в начальной школе, направленных на фор- мирование у младших школьников умения строить простейшие умозаключения. На основе анализа психолого-педагогической литературы были сделаны следующие выводы. Возможность сравнивать, анализировать, классифицировать, оценивать предмет, ситуацию, явление помогает формированию данного умения. Все опе- рации умозаключения тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Учащиеся начальной школы в ходе освоения со- держания курса математики получают возможность освоить некоторые элемен- ты логики – определенный круг понятий, оперировать высказываниями с логи- ческими связками, учатся строить умозаключения (рассуждения) по правилам, применять правильные рассуждения в ходе решения различных задач. Методи- ческие разработки современных исследователей по этой проблеме представле- ны недостаточно, в основном в учебниках и рекомендациях под авторством Л. Г. Петерсон [4].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=