Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

142 взаперти как драгоценность (а западный дракон и вовсе был вечным жадным сто- рожем несметных богатств) и этим давал ей возможность быть освобожденной воином. Для славянской мифологии очень популярным был мотив похищения девушки змеем в качестве своей невесты. Именно такой мотив был и у героя бал- лады – забрать красавицу на свое «торжественное княжеское ложе». Он восхи- щается и любуется красотой пленниц, но, как свойственно и мифическому змею, относится к ним потребительски, как к очередной драгоценности. Но ни одному тирану не сломить свободолюбие и самоотверженность рус- ской девушки: Но еще ни одна не была Во дворце моем пышном, в Лагоре: Умирают в пути, и тела Я бросаю в Каспийское море [1; с. 226]. Как мифический лебедь, девушки самоотверженно предпочитают положе- нию пленницы и жизни без любви смерть. А вот дальнейшие размышления змея коренным образом меняют его мифический облик. С грустью он завидует пастушку, бедному и свободному, которого предпо- читают прекрасные русские невесты вместо змеиной «золотой клетки»: И порой мне завидна судьба Парня с белой пастушеской дудкой На лугу, где девичья гурьба Так довольна его прибауткой [1; с. 227]. И здесь снова мы видим очередной классический пасторальный фольклор- ный образ: пастух, веселый и смелый, как символ русского свободолюбия. И не- даром цвет пастушечьей дудки белый: снова символ свободы и чистоты. Именно этот парень выступает главным соперником змея, а не богатырь-змееборец. Но, пожалуй, образ богатыря в этой балладе – самый неоднозначный: Эти крики заслыша, Вольга Выходил и поглядывал хмуро, Надевал тетиву на рога Беловежского старого тура [1; с. 227]. Обратим внимание на имя. Согласно русским былинам, Вольга Святославич был сыном змея и княжны Марфы Всеславьевны. Княжна случайно наступила на змеиный хвост, чем привлекла к себе внимание змея и влюбила его в себя. Родился Вольга под оглушительный грохот неба (вспомним про традиционное мифическое появление змея) и стал одним из самых могучих богатырей земли русской. Также он обладал способностью к оборотничеству. Вольга мог в том числе превращаться и в тура, о чем весьма символично упомянул в своей балладе Гу- милев. Сам же автор в статье «Выставка нового искусства в Париже» назвал бы- лину о Вольге Святославиче «самым величественным произведением русского духа». Но ведь Вольга не был змееборцем, да и сам был рожден от змея. Также в балладе нет указаний на какие-то конкретные действия богатыря против похи- тителя девушек – лишь намек на угрозу в виде натянутой тетивы, которая могла быть лишь предупреждением. Также мы не знаем о том, каков был итог у этого

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=