Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

141 То, что змей у Гумилева не будет до конца похож ни на один устоявшийся образ, мы видим уже с самого его появления: Позабыв Золотую Орду, Пестрый грохот равнины китайской, Змей крылатый в пустынном саду Часто прятался полночью майской [1; с. 226]. Герой баллады восточного происхождения. Чуть позже мы узнаем, что его родина и владения – Лагор (Лахор) – ныне пакистанский город, ранее – индий- ский, один из городов империи Великих Моголов, символ роскоши, могуще- ства, восточных чудес. Здесь же упоминается Золотая Орда – миф смешивается с реальностью, пусть и давно ушедших лет. Ни в одном из славянских мифов змей не был восточным гостем. Но для Гумилева тема Востока и в частности Индии была одной из любимых как в творческой, так и в исследовательской деятельности. Возможно, Лагор (как и упоминание Золотой Орды) здесь сим- волизирует безграничное могущество змея как мифического и балладного пер- сонажа, возможно, это метафора вечного противостояния Востока и Запада в русском менталитете. Далее нам открывается вполне классический мифологический и фольклор- ный сюжет. Змей выслеживает и похищает девушку. Но описание этого события не является традиционным. У Гумилева появление змея не сопровождают гром и молнии, огнем он тоже не исходит. Голос чудовища есть «мерный клекот», ле- тящий «серебряным звоном», а его «медный панцирь» сверкает и слепит. Змей по-своему прекрасен. И снова миф сталкивается с личным отношением автора. Описание похищения сопровождается повторяющимся союзом «как», что снова напоминает народную песню: Как сверкал, как слепил и горел Медный панцирь над хищной луною, Как серебряным звоном летел Мерный клекот над Русью лесною [1; с. 226]. Дальше Н. С. Гумилев позволяет нам увидеть древний миф с обратной сто- роны – он дает слово змею. И дальше образ уже выходит за границы мифологи- ческого восприятия. Мы видим эгоистичного, властного тирана, но при этом глу- боко одинокого. Он сравнивает красавиц с лебедями. Образ лебедя – один из древнейших в славянской мифологии и фольклоре – является олицетворением нравственной чистоты, самоотверженной и жертвенной любви. Некоторые исследователи соотносят образ лебедя с образом самой Руси. И здесь уже видна глубокая метафора на грани двух мифов: змей (властный ти- ран и завоеватель, восточный житель) и лебедь (Русь, свет, чистота, самоотвер- женность, любовь). В разных мифах змеи похищали девушек с разными целями. Согласно не- которым из них, жертвы поедались чудовищем, согласно другим – сами «зара- жались» от похитителя и становились змеями. Порой змей держал девушку

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=