Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
139 Н. С. Лиханова Факультет русской филологии, магистрант I курса (заочная форма обучения) Научный руководитель – Е. Л. Райхлина МИФОЛОГИЧЕСКИЕ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ Н. С. ГУМИЛЕВА (на примере стихотворения «Змей») Поэтическое наследие Н. С. Гумилева – особое явление в мире литературы, и лишь определением для созданного им акмеизма не описать все то исторически и культурно бесценное богатство, которое оно в себе содержит. Сложно найти поэзию, более насыщенную сюжетами, мотивами и смыслами из истории, фоль- клора и мифологии разных стран. Н. С. Гумилев как путешественник и исследо- ватель оставил не только множество дневников и научных статей, но и связанное с этим неповторимое поэтическое разнообразие. Надо заметить, что у Гумилева была особая страсть к посещению далеких, глубоко этнических уголков. Поэт не желал принимать повседневную рутину и обыденность, потому события, описан- ные им в балладах и стихотворениях емким и прозрачным языком акмеизма, как правило, исключительны и уникальны, часто сказочны и многогранно метафо- ричны. Исходя из вышесказанного, неудивительно, что исследование мифов, ле- генд, фольклора и древней литературы народов мира влекло поэта не меньше, чем непосредственно путешествия. В данной статье мы коснемся мифологии и фольклора в балладе Н. С. Гумилева «Змей» (1918 г.), в частности темы змеебор- чества, образа змея в славянской мифологии и связанных с ним фольклорных исконно русских мотивов. Издревле в мифологии, фольклоре и религии очень многих народов сущест- вовали (и существуют поныне) окутанные ореолом священной таинственности, пугающие и одновременно восхищающие человеческое сознание образы змей и огромных ящеров. И в наши дни у восточных народов почитается священная змея, которая является могущественным и неприкосновенным созданием (напри- мер, культ нагов у жителей тибетской провинции Кулу, почитание змей как свя- щенных созданий иракскими езидами и их же «змеиный» храм). У христианских же народов образ змеи совершенно полярный. Достаточно вспомнить хотя бы Георгия Победоносца, героически повергающего гигантскую змею. Рептилии у западных и восточных христиан испокон веков ассоциировались с губительной энергией, с разрушением, отравой и погибелью. И в дохристианскую эпоху тьма и зло часто обретали облик змеи или огромной ящерицы, но эти образы далеко не были так однозначны. В мифологии и фольклоре славян, в том числе и восточных, образ змея, того, что у западных племен испокон веков носил имя «дракон» (огненного, крыла- того, очень часто о трех головах), занимает одно из ведущих и важнейших мест. Именно змея «обвиняли» в наводнениях. Как ни парадоксально, ему же вверяли в ответственность и засуху с лесными пожарами. Его появление соотносили
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=