Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
130 В рассказе «Руся» портрет героини – неотъемлемая часть произведения. Он дает нам представление о необычной красоте и тонкой стати девушки. Ее внеш- ность гармонирует с глухим, но прекрасным миром заброшенной усадьбы, в ко- тором она живет: « Худая, высокая . Носила желтый ситцевый сарафан и крестьянские чуньки на босу ногу , плетеные из какой-то разноцветной шер- сти » [1, с. 80]. «Стиль бедности» украшал ее живописное лицо: «… она и сама была живописна, даже иконописна » [1, c. 80]. « Длинная черная коса на спине , смуглое лицо с маленькими темными ро- динками , узкий правильный нос , черные глаза, черные брови …» [1, с. 81]. В описании портрета выделяется запоминающаяся деталь – « маленькие темные родинки » – это символ таинственности, загадочности, восточной красоты, при- тягивающей внимание героя. Отличается необыкновенной восточной красотой и героиня рассказа «Чис- тый понедельник» [1, с. 207]. Ее стать, грациозность подобна величественности Шамаханской царицы: «…у нее была индийская, персидская красота ». В ее об- лике, так же как и в облике Руси, доминируют детали черного цвета: «…велико- лепные и несколько зловещие в своей густоте черные волосы , мягко блестящие, как черный соболиный мех брови, черные, как бархатный уголь, глаза… » [1, с. 207]. Но в отличие от портрета Руси, русской девушки с восточными чер- тами, облик героини «Чистого понедельника» запоминается своим благород- ными, грациозными, чертами: « Мы оба были богаты, здоровы, молоды, и настолько хороши собой, что…нас провожали взглядами » [1, с. 206]. Отличительная особенность психологического портрета И. Бунина в том, что он никогда не рисует подробный портрет. По мере развития повествования он снова и снова возвращается к образу героини. Вначале он дает несколько им- прессионистических штрихов, и лишь затем нанизывает одну деталь на другую, создавая яркий, запоминающийся образ женщины – загадки. Субъективно – лирическое начало, отличающее рассказы из цикла «Тем- ные аллеи», способствовало развитию новых приемов психологизма И. А. Бу- нина. На примере отдельных рассказов цикла мы смогли установить, что пси- хологический пейзаж становится проводником в тайный мир человеческой души, поскольку герои рассказов связаны с миром природы. Природа в рас- сказах писателя становится предвестником трагических событий, символом внутренних переживаний героев, лабиринтом, в котором спрятаны тайные пе- реживания и чувства. Для создания образов персонажей И. А. Бунин использовал психологиче- ский портрет. Эскизные портретные зарисовки помогают отобразить характер героев. Большое внимание И. Бунин уделяет портретам героинь, а именно порт- ретным деталям, которые позволяют лаконично и точно указать на внутреннюю сущность характера. Литература 1. Бунин, И. А. Повести и рассказы / И. А. Бунин. – М.: Современник, 1997.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=