Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

129 В рассказе «Холодная осень» неожиданное наступление « удивительно ран- ней холодной осени » становится предвестником внезапных перемен в судьбе ге- роини [1, с. 76]. Герои смотрят на « черное небо », которое знаменует собой тра- гические последствия наступившей войны. « Ярко и остро сверкали чистые ле- дяные звезды » как символ островков надежды, где возможно продолжение жизни, но жизни безрадостной, ледяной, как и сами звезды. Холод и леденящая чернота осеннего неба противопоставлены « жаркой лампе » , висящей над столом в уютной комнате. При помощи антитезы в изобра- жении двух образов И. Бунин как бы соединяет два мира – обыденный, уютный и еще не известный, не изведанный и пугающий. В рассказе «Ида» образ зимы насквозь пронизывает все повествование, ста- новясь одним из главных лейтмотивов произведения, определяющих компози- цию. В описании интерьера ресторана чувствуется дыхание русской зимы с морозным воздухом, белоснежными полями: « Мы прошли старый зал , бледно освещенный серым и морозным днем , … оглядывая столы, только что покры- тые белоснежными тугими скатертями » [1, с. 78]. В описании Иды рассказчик выделяет то, что запомнилось ему навсегда: « благоухание девушки, только что вошедшей в комнату с мороза …» [1, с. 79]. Зимний пейзаж становится сюжетообразующим элементом: опоздание ге- роя на курьерский поезд происходит вследствие долгого пути по заснеженным дорогам. Но из-за хаоса на железных дорогах, всеобщей сумятицы, причиной ко- торых стала вьюга, произошла неожиданная и все переменившая в сознании ге- роев встреча. Снег « в невероятном количестве заваливший все и вся вокруг » символизирует лавину чувств, которая стихийно обрушивается на героев: « Гос- подин…во все глаза смотрел на белизну снежных сугробов …и со страшным за- миранием сердца понимал только одно : то, что, оказывается, он уже много лет зверски любит эту самую Иду » [1, с. 80]. Описание окружающей действительности, которое И. А. Бунин использует как один из психологических приемов в указанных рассказах, создает особый психологический настрой, становится ключом, помогающим разгадать тайну внутреннего состояния персонажей, их чувств, переживаний. Пейзаж, который представлен сквозь призму восприятие героев, а значит, сквозь субъективное изображение действительности, можно рассматривать как знак, символ психоло- гического состояния героя в момент описываемого действия. В центре внимания рассказов цикла «Темные аллеи» находятся герой и ге- роиня, которые проходят испытание любовью. Но все же доминирующий харак- тер женских образов составляет художественную особенность сборника. Рассказы И. Бунина отличает то, что женские образы детализировано про- рисованы, тогда как мужские эскизно прочерчены, изображены статично, даже линейно. Это объясняется тем, что женский образ представлен сквозь призму мужского восприятия. По мнению О. В. Савицкой, женщины вообще играют в «Темных аллеях» главную роль. Мужчины, как, лишь фон, оттеняющий харак- теры и поступки героинь…» [4, с. 75].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=